Рефераты

Сознание в философии

Сознание в философии

21

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра Философии

Реферат по философии на тему

«Сознание в философии»

Выполнил: Карин С.Л.

Курск, 2009

План

1. Основные термины

2. Общие особенности любых процессов отражения

a. Материальные носители отражения

b. Вторичность отражения

c. Своеобразие

d. Сам процесс взаимодействия обоих связанных отражением объектов

3. Этапы развития биологического отражения

4. Мозг и психика

5. Сущность идеального

Заключение

Литература

Основные термины

Основные термины для обозначения внутреннего, субъективного мира, наличием которого высшие животные и особенно человек отличаются от природной материи как таковой, следующие.

Дух -- нематериальная часть бытия, высшая точка его развития в земных условиях; совокупное отражение материи в человеческом сознании; информационные результаты такого отражения позволяют субъекту (личности, коллективу, обществу) пересоздавать доступную ему часть материального мира.

Идеальное -- особое качество внутреннего (субъективного) мира, возникающее на базе высокоорганизованной материи, природной (мозга) и социальной (деятельности личности в обществе), но не сводимое по своей сущности к этим материальным основам.

Психика (от греч. psyche -- душа; psychikos -- душевный) -- самый высокий, образно-знаковый уровень отражения действительности и управления своим поведением у существ, наделенных в ходе биоэволюции центральной нервной системой и головным мозгом; способность высших животных и особенно людей адекватно воспроизводить действительность с помощью наглядных образов и условных знаков, сообразовывать свои действия с идеальной целью и планом ее достижения.

Душа -- для религии и верующих в нее людей представляет собой божественное начало в человеке; вечную и нетленную частицу людского бытия, благодаря которой в нем воплощается Провидение Божие; тот момент личности, который не исчезает со смертью тела, но переселяется в иной мир для жизни вечной.

Душа как понятие науки представляет собой взаимосвязь всех психических процессов индивида; системный эффект его ощущений, мыслей, чувств, воли, памяти; весь внутренний мир человека.

Душа в рамках жизненной практики чаще всего понимается с акцентом на ценностной, морально-этической стороне личности, которой она обращается к своим ближним (мы говорим, например, “низкая душонка”, “бездушный” применительно к плохим людям и “высокая душа”, “душевный” о людях хороших).

Сознание -- совокупность высших психических функций Человека разумного; возникая в зачаточных формах у высших животных, особенно приматов, оно вполне свойственно только людям -- с их способностью к абстрактному мышлению, познанию и самопознанию; страстям и мечтам, творческому воображению.

Психология -- отделившаяся от философии только в XIX-XX вв. наука о закономерностях отражения животными и человеком действительности; о душевном складе людей, устройстве и функциях их внутреннего субъективного мира.

Природные предпосылки сознания позволяют понять его естественноисторическое происхождение и его же место, предназначение в реальном мире земной жизни. Не проследив этих природно-общественных основ сознательной психики, мы обречены считать ее сверхъественным чудом, загадочным даром людям малопонятно откуда.

Ключевое понятие научной, материалистической психологии -- отражение. В этом качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения -- частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Следы на почве, редупликация ДНК, фотография, речь, обучение иностранному языку -- вот взятые наудачу образчики одного и того же, по сути, свойства -- отражения, только в разной степени развитого.

Структура акта отражения:

- воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимодействие;

- изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;

- частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.

Общие особенности любых процессов отражения и их корреляты на уровне человеческого сознания.

1. Материальные носители отражения. Любое отражение включено в физико-энергетические процессы взаимодействия материальных объектов и систем; существует только на их основе.

Так и сознание возникает и существует только при наличии:

во-первых, развитого головного мозга, непосредственного вместилища психики; всей нервной системы и, наконец, целого организма человека в его онтогенезе;

во-вторых, чувственно-предметной, практической деятельности самого индивида с искусственными орудиями и технологиями;

в-третьих, общения формирующейся личности с людьми, стоящим за ними миром человеческой культуры (язык, социальные нормы, духовные ценности).

В целом, путь формирования психики и затем ее сознательных отделов -- пролегает от действия к мысли. Благодаря чему внешние схемы физического действия переходят во внутренний план психики (психологи называют эту магистраль становления сознания интериоризацией).

2. Вторичность отражения по отношению к отражаемому объекту. Отраженное качество всегда прямо зависит от характера этого последнего. Отражением вправе называться лишь копия (причем более или менее верная) чего-то иного, внешнего по отношению к себе и своему носителю. Проще говоря, зеркало отразит того, кто в него поглядится. Но оживает зеркальное изображение только в сказках.

Так и психика, особенно сознание остаются работоспособными лишь при условии своей адекватности, соответствия в конечном счете действительности. Окончательный отрыв от реальности в этом случае представляет собой психиатрическую патологию (вроде шизофрении). Сказанное не надо понимать как отрицание особой реальности выдуманного художниками мира искусства или сформулированной учеными системы научных абстракций; у таких субъективных миров свои законы истинности, правдивости, требующие своего соблюдения их творцами и пользователями.

3. Своеобразие отражение в зависимости от особенностей отражающего объекта (в случае психического отражения называемого субъектом). Например, след упавшего камня на воде, песке или другом камне будет совсем разным. Наш собственный облик в хорошем зеркале, мутной луже или же начищенном самоваре отразится неодинаково. Дальтоник увидит мир по-своему, не говоря уже о слепоглухонемом человеке (таких тоже обучают по специальной методике с использованием тактильных ощущений, а некоторых даже проводят таким путем до уровня высшей школы).

Сознание в данном плане во многом предопределяется как наследственностью, генетической предрасположенностью индивида к тому или другому типу поведенческих реакций, так и условиями его жизни, особенно в детстве, когда формируется индивидуальное сознание. В указанных смыслах известный тезис марксизма о том, что бытие определяет сознание отчасти справедлив. Как говорится, во дворцах мыслят и ведут себя в чем-то иначе, чем в хижинах. А отчасти потому, что сформировавшееся сознание в дальнейшем отражает действительность уже избирательно своей системе ценностей и целей своего обладателя -- личности.

4. Наконец, результат всякого отражение зависит не только от одного или другого из взаимодействующих объектов, но и от самого процесса взаимодействия обоих связанных отражением объектов; условий, эффекта встречи двух разных предметов. В отражении всегда рождается что-то новое по сравнению с исходными состояниями компонентов соответствующей ему материальной системы. Так, химические реакции, стаи животных, группы людей образуют как правило новое -- системное качество, которым не обладают отдельные индивиды в их составе.

Творческая природа сознания предполагает не только и не столько пассивное следование за наличным состоянием действительности, но и проектирование ее желательного будущего, путей его достижения.

Опережающее отражение реальности (термин П.К. Анохина) достигает здесь, с помощью человеческого сознания, своего максимума.

Хотя опережающее ход событий отражение мира появляется в зачатке уже у инфузорий, а выраженную форму приобретает еще у насекомых (которые, допустим, укрываются от дождя до его начала, по первым признакам ухудшения погоды -- падению атмосферного давления, потемнению небосклона, шуму ветра и т.п.). Эта способность к опережающему отражению действительности основывается на отражении живыми существами циклов природных явлений -- смены дня и ночи, сезонов года, колебаний температуры, т.п. Мириады раз отвечая на такого рода цикличные факторы среды, однотипные организмы все убыстряли свои реакции на них. В конце концов те особи, что выжили в борьбе с природой за свое существование, смогли реагировать досрочно -- на первые же звенья определенного цикла, которые, таким образом, выступают для них в качестве сигналов будущих стадий цикла. На базе опережающего отражения действительности развивается психика как регулятор целесообразного поведения вообще, не обязательно в строго стандартных ситуациях, каковы природные циклы.

В неорганической природе процессы отражения отличаются определенной пассивностью -- в том смысле, что его результаты не расшифровываются их носителями и практически не влияют на их дальнейшее существование. Живая природа активизирует способность материи к отражению, поднимает соответствующие процессы до уровня саморегуляции организмов и биоценозов. Биологические формы отражения отличаются избирательностью, способностью организмов к саморегуляции на его основе.

С понятием отражения тесно связано понятие информации (от лат. informatio -- ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. (от телефона с телеграфом и до компьютеров). С этих времен информация так или иначе отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.). Прежде всего, тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона и У. Уивера “Математическая теория связи” (1949). Эти авторы предложили вероятностные методы определения количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, линия связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и других характеристиках информационных процессов.

Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).

Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ.

С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.

Этапы развития биологического отражения

Его элементарной формой служит раздражимость. Она свойственна уже простейшим организмам и растениям. Предполагает наличие отдельных нервных клеток. Представляет собой способность всякого живого тела избирательно, направленно реагировать на биотические (жизненно важные для обмена веществ) факторы внешней и внутренней среды. Реакция раздражимости состоит в структурной перестройке или функциональных изменениях, передвижениях раздражённого тела в пространстве. Примерами такой реакции могут служить таксисы простейших, настии многоклеточных, тропизмы растений (допустим, гелиотропизм подсолнечника и т.п.).

Чувствительность как более сложная форма биологического отражения позволяет существам с нервной системой реагировать уже на абиотические, но сигнальные факторы среды (так, скажем, по запаху, свету, звуку, которые сами по себе прямо на обмен веществ не влияют, рыбы или птицы, не говоря уже о млекопитающих, оперативно ориентируются насчет опасности или же источников питания). Чувствительность позволяет организму заблаговременно и быстро ориентироваться среди благоприятных, необходимых ему, нейтральных и вредных, угрожающих факторах среды; устанавливать с ней подвижные, управляемые связи. Благодаря появлению в ходе эволюции чувствительности отпала необходимость формировать все новые и новые органы тела для приспособления к изменяющейся обстановке жизни высших существ.

Дальнейшее развитие чувствительности в филогенезе порождает самое сложное и адекватное -- психическое отражение действительности. Ее начальной формой выступает ощущение. Оно возникает в результате непосредственного воздействия отдельных свойств среды на органы чувств (анализаторы) высших животных и человека. Процесс ощущения складывается из соприкосновения световых, звуковых волн, молекул химических веществ с периферийной частью анализатора (рецептором); кодирования соответствующих факторов и их передачи в виде дискретных электрохимических импульсов в центральную часть анализатора, где и возникает собственно ощущение как первоэлемент психики, условная модель тех или иных свойств отражаемых объектов (цвет, температура, форма, боль, комфорт и т.д., и т.п.).

Виды ощущений зависят от качества рецепторов и их всевозможных сочетаний (зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые, обонятельные, их многоразличные комбинации).

Природа ощущений -- объективно-субъективная. Что-то в них зависит от физической природы отражаемых объектов, а что-то от качества самих рецепторов. Например, ощущение красного цвета определяется определенной длиной световой волны и нормальным зрением человека. Пропорция объективного и субъективного в разного рода ощущениях и ситуациях отражения варьируется весьма широко (от стереоскопически полного отражения до иллюзий, галлюцинаций фантомного класса).

Восприятие -- целостная сумма нескольких ощущений, дающих в совокупности единый образ того или другого объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств. Восприятие выделяет именно данный предмет на его общем фоне; моделирует его в идеальном плане психики по законам подобия, симметрии и перспективы; воспроизводит форму, величину, фактуру поверхности, положение в пространстве данной вещи, некоторые другие ее интегральные характеристики.

Восприятие предполагает наличие головного мозга, разветвленные органы чувств и развитые средства коммуникации. Благодаря восприятию элементарная психика сменяется в ходе эволюции животного мира перцептивной, т.е. образной. Для нее характерно системное и углубленное отражение действительности, а значит и более успешное приспособление к ней организма.

Представление -- это восприятие, сохраненное в памяти и чаще всего дополненное воображением, а то и преображенное фантазией. Эта форма психики увенчивает ее сенсорно-перцептивную сферу, обеспечивает связь прошлого и будущего в онтогенезе.

Перечисленные формы психики до известной степени общи животным и человеку. Однако у человека они обогащаются более высокими психическими способностями -- абстрактным мышлением прежде всего.

Безусловный рефлекс возникает в результате длительного, на протяжении ряда поколений функционирования целой популяции животных, наделенных психикой. Это элемент видовой, причем врожденной программы их поведения. Цепная последовательность безусловных рефлексов называется инстинктом и передается всем представителям данного вида по наследству.

Инстинктивные реакции организмов отражают важнейшие, но только стабильные, стандартные для их жизнедеятельности условия среды. Пчелы, допустим, инстинктивно летят на поиски цветочной пыльцы, а найдя её - обратно в улей; охотничьи собаки ищут и задерживают дичь; а служебные - обслуживают команды своих хозяев. Сила инстинкта в его постоянстве. Невозможно заставить животное нарушить инстинктивную программу его видового поведения, при наличии достаточно сильных раздражителей; оно скорее “сломается” психически, даже погибнет, чем изменит пищевому, половому, охотничьему и т.п. инстинктам. Слабость инстинкта -- в его стандартизированности, схематизме. Инстинктивное поведение бессознательно; оно неспособно реагировать на изменения условий среды, даже если они обессмысливают поведение (скажем, гончие и борзые собаки преследуют муляж вместо настоящего зайца; пчелы продолжат свою работу, даже если выкачать собранный мед из улья; и т.п.).

Условный рефлекс позволяет высшим животным дополнять инстинктивную основу своего поведения более гибкими, приспособительными реакциями к некоторым из новых факторов среды их обитания. Но эти факторы в свою очередь достаточно стандартные; их учет обеспечивает лишь приспособление к среде, но бессильно ее изменить в нужную организму сторону.

Лишь интеллект как способность к мышлению, творческому анализу и прогнозу, решению нестандартных задач, “достраивает” психику до сознательного, целеполагающего и целеосуществляющего уровня. Зачатки интеллекта, его спорадические проявления мы можем наблюдать у некоторых пород животных (дельфины, приходящие на помощь друг другу и людям в океане; птицы, разбивающие твёрдые предметы, бросая их с высоты на камни; собаки, понимающие настроения хозяев; обезьяны, особенно шимпанзе, которые умеют при несложном обучении курить, носить одежду, есть за столом из тарелки, играть на музыкальных инструментах, и т.п., о чем говорилось в предыдущей лекции). Однако в полном объеме и постоянно сознание присуще только людям.

Мозг и психика

Их соотношение представляет важнейшую тему философии и науки, которая называется психофизиологическая проблема. Соотносятся ли и как именно материальные (нейробиологические) процессы нервно-мозговой деятельности, с одной стороны, и психические переживания, душевные функции индивида, с другой?

Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Представители этого направления в философии полагают дух первичным по отношению к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне его и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шопенгауэра, др. великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и др.) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непознаваемой все остальное, внешнее бытие.

Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт -- основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.

Дуализм (Р. Декарта, В.Г. Лейбница и др.) постулирует полную независимость души и тела; в том числе так сказать параллелизм мозга и психики.

Научный материализм (утвердившийся в биологии и философии благодаря трудам русских в первую очередь исследователей -- И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и др.) полагает головной мозг необходимым органом психики, ее природным носителем и центром. Экспериментальные и теоретические достижения современной нейробиологии превратили материалистическую концепцию психики в надежно аргументированную теорию.

В то же время, нельзя полностью сбрасывать со счетов аргументацию идеализма и дуализма. Они в принципе верно обращают внимание на важнейшие -- надличностные (общественные) и межличностные (коллективные) условия функционирования мозга как органа психики и особенно сознания; относительную автономность психики, ее творческую силу по отношению к объективной реальности.

Сложная система головного мозга людей включает в себя (по И.П. Павлову, А.Р. Лурия и др.) три основных подсистемы:

энергетический блок тонуса, расположенный в глубине мозговых образований серого вещества; состоящий из его филогенетически старейших отделов -- подкорковых, которые отвечают за регуляцию химического обмена веществ в организме + ретикулярная (сетевидная) формация, где возникают импульсы возбуждения, которая питает энергией мозговую кору;

информационный блок -- задние отделы больших полушарий, теменно-височно-затылочные области мозга, отвечающие за прием, переработку и хранение информации из внешнего и внутреннего миров; прежде всего -- зрение, другие ощущения, восприятия, представления, вообще первую сигнальную систему; память;

блок, программирующий поведение -- лобные доли коры больших полушарий, ответственные за выработку и сохранение намерений, планов деятельности, контроль за ее ходом; они же осуществляют перевод в речь, на уровень второсигналов (слов) данных первой сигнальной системы (рефлексов).

Сущность идеального

Идеальная по своей природе психика -- это функция высокоорганизованной материи (мозга, ЦНС, целого организма). Психики и, в частности, сознания нет без этой материальной субстанции. Но к ней одной психика никак не сводится. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологической. Т.е. психика внепространственна, не имеет однозначной локализации (не только отдельные зоны мозга, но и общественные отношения между людьми, “пространство” общения и практики человека); временные рамки ее функционирования также своеобразны (мысль, чувства, вызревают не сразу, но обнаруживают себя в сознании моментально). Психику на индивидуальном уровне образуют все те мысли и переживания, которые сопровождают жизнь человека. А на уровне социальном психика представлена над- и межличностными комплексами идей, идеалов, норм и т.п. продуктов и моментов общественного сознания и коллективного бессознательного.

Будучи производным от материи, и природной, и общественной, сознание обретает определенную самостоятельность. Оно существует в русле культурных традиций многих поколений людей. А, кроме того, сознание активно влияет на материю -- посредством практики человека, которая частично, но постоянно преобразует мир, в котором мы живем.

Психологическая структура идеального складывается из нескольких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением.

1. Эмоции (чувства, переживания) фило- и онтогенетические первичны, представляют собой древнейшие и фундаментальнейшие для жизнедеятельности организма психические реакции. Лат. emovere означает возбуждать, волновать. Отсюда эмоция суть душевное переживание тех или других воздействий со стороны внешней и внутренней среды организма, наделенного психикой.

Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) -- скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобилизующие), с другой, -- увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.

Особенности эмоциональной сферы психики

непосредственность, спонтанность эмоциональной реакции на те или иные раздражители; она происходит во многом бессознательно и лишь отчасти контролируется индивидом; эмоции “подсказывают” человеку, как ему лучше отреагировать на те или другие события, чтобы лучше выжить; возможно при сильном напряжении остальных отделов психики контролировать внешние проявления эмоций, но освободить от них психику полностью невозможно; гораздо чаще эмоции подчиняют себе психику целиком и диктуют индивиду линию поведения, особенно в экстремальных ситуациях;

суммарность эмоциональной оценки переживаемой индивидом ситуации окрашивает ее в тот или другой психологический оттенок (условно говоря, черный, белый, серый или красный; полутонов, оттенков эмоции не воспроизводят);

субъективность любой эмоции -- она отражает прежде всего интересы, потребности данного индивида и с его точки зрения определяет качество того или иного раздражителя (вредно, полезно, нейтрально именно мне); так что одно и то же событие способно вызвать радость одних людей и горе других.

Как видно, эмоции позволяют организму действовать в условиях острого дефицита времени и информации; реагировать на непредсказуемый ход событий; решать головоломные задачи. Они готовят организм к решению сложной задачи или помогают ее решать, мобилизуя в ту или иную сторону практически все его биологические функции.

Эмоциональные реакции, особенно базовые, во многом одинаковы у высших животных и у человека.

Компоненты любой эмоции:

биохимические и физиологические процессы перестройки организма на оптимальный для ситуации режим работы (вегетативно-сосудистые и эндокринные центры в первую очередь, отвечающие за ритм сердцебиения, артериальное давление, дыхание, тонус мышц, размер зрачков, потоотделение и т.д.);

внешнее выражение эмоционального состояния -- мимика, жесты, цвет кожи, тембр голоса, походка, прочие телодвижения;

внутренние душевные переживания, субъективное ощущение подъема или упадка жизненных сил.

Отмеченная структура очень типичной для человека эмоции ярко выражена в следующем стихотворении Марии Петровых (1941 г.):

Не взыщи, мои признанья грубы,

Но они под стать моей судьбе.

У меня пересыхают губы

От одной лишь мысли о тебе.

Воздаю тебе посильной данью -

Жизнью, воплощенною в мольбе.

У меня заходится дыханье

От одной лишь мысли о тебе.

Не беда, что сад мой смяли грозы,

Что живу сама с собой в борьбе.

Но глаза мне застилают слезы

От одной лишь мысли о тебе.

Типы эмоций различаются по их, так сказать, размеру, интенсивности переживания:

настроение -- приглушенный, слабо выраженный, зато более длительный, “размазанный” на несколько дней эмоциональный тон всего поведения (приподнятое, подавленное, умиротворенное);

чувство -- нормальная по размеру переживания эмоциональная реакция на то или иное событие, адекватный ответ на определенную новость;

аффект -- бурное, взрывное “выплескивание” очень сильных, бьющих через край сознания эмоций; в быту именуется истерикой, скандалом; в юриспруденции -- “внезапно возникшим сильным душевным волнением”;

страсть бывает не только любовной, но и творческой, игровой, т.п.; это своего рода гибрид аффекта и настроения -- довольно сильная, но длительная, “застрявшая” эмоция на ту или иную задачу деятельности; она оттесняет на второй план остальные чувства поддавшегося страсти человека;

темперамент -- врожденный и потому пожизненный тип нервной системы, который определяет склонность индивида к тем или иным видам эмоциональной реакции; известные со времен Гиппократа 4 темперамента редко встречаются в чистом виде, по отдельности; чаще их моменты сочетаются по нескольку у одного и того же индивида.

Эмоциональная культура воспитанного человека состоит в том, чтобы своими чувствами меньше мешать окружающим и не создавать лишних проблем самому себе. Профессионал в особенности не может позволить себе бесконтрольное проявление чувств на работе. Эмоциональная распущенность должна настойчиво пресекаться уже с детства. По внешнему виду, выражению лица, мимике и жестам воспитанного, интеллигентного человека трудно угадать его душевные переживания. Такой человек очень редко может позволить себе аффективную реакцию. Во всяком случае, он просчитает её последствия для себя и окружающих. Для нормализации общения можно рекомендовать асимметричную реакцию на эмоции собеседника, сотрудника. А именно, с истериком лучше справляться, сохраняя ровный тон, спокойствие. И наоборот, расчетливого наглеца лучше прямо обругать (“послать подальше”), а не идти у него на поводу.

Воля -- это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Разумная саморегуляция человеком своего поведения. Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия.

Ведь не всякое внутреннее побуждения к действию носит волевой характер. Прямое удовлетворение биологических и прочих потребностей (в еде, питье, комфорту и т.д.) не требует никакой воли. Она возникает, наоборот, когда надо удержаться от чего-то приятного, полезного, испытать неприятное, вредное, -- ради того, чтобы в будущем решить какую-то более важную для личности и часто для коллектива, общества задачу. Воля, как правило, состоит в способности поставить интересы коллектива выше личных. Это некий барьер, который сознание ставить наперекор потоку сиюминутных потребностей, импульсивных реакций. Воля ставит преграды на пути мешающих отдаленным целям побуждений, чувств, соблазнов.

Формула воли отнюдь не “Я хочу”, “Мне надо”, но “Я должен”, “Я обязан” сделать что-то. Родовой девиз дворянской семьи Суворовых гласил: “Обязан -- значит могу”. Один из романтических героев романа Дж. Конрада “Сердце тьмы” (по мотивам которого Ф.Ф. Коппола поставил известный фильм “Апокалипсис сегодня”) говорит другому: “Сделай или умри”. Так резко воля гласит очень редко и далеко не всем, только в экстремальных обстоятельствах. Но пафос воли передан этими афоризмами ёмко.

Структура волевого акта подразумевает:

побуждение к поступкам, ведущим к избранной цели;

удержание от других поступков, которые помешают первым, задержат их;

подчинение цели всех психических способностей (ума, эмоций, памяти).

Или, как писал Р.Киплинг в стихотворении “If...” (“Если...”):

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve your turn long after they are gone,

And so hold on when there is nothing in you

Exept the Will which says to them: “Hold on!”

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело

И только Воля говорит: “Иди!” (Перевод М. Лозинского).

Правда, размеры воли не должны достигать патологической величины. Слабоволие, безволие -- недостатки характера, но и ни перед чем не останавливающаяся воля сплошь и рядом приносит вред своим и чужим, иногда непоправимый. Сильная воля по пустяковым, в сущности, поводам -- не что иное, как упрямство. Сильная воля по отношению к слабым, беззащитным существам -- самодурство. См. замечательный рассказ Н.С. Лескова “Железная воля”.

Память -- обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.

Это фундаментальное свойство нервной системы, тем более психики, которую память как бы скрепляет, “цементируя” в одно целое прошлое, настоящее и будущее в жизни индивида.

Факторы запоминания:

эмоциональная окраска; если она позитивная, информация запоминается лучше и больше;

логический анализ запоминаемых сведений, т.е. понимание их сути и разбивка на смысловые части;

внешняя мотивация (награда, наказание, долг и т.п.)

Разновидности памяти:

механическая и смысловая;

кратковременная (от нескольких секунд до 2-3-х суток) и долговременная (на месяцы и годы);

символическая (словесная и логически-мысленная), эмоциональная, зрительная (образная), физическая (двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая)

Патология памяти (амнезия) колеблется от широко распространенной рассеянности, забывчивости до так называемого синдрома Корсакова, показателя распада личности под влиянием болезни или преклонного возраста.

Вытеснение фрагментов пережитого опыта из памяти происходит согласно сложному переплетению факторов, в первую очередь эмоциональных. А.М. Городницкий написал об этом:

Сильный и бессильный, винный и безвинный,

Словно в кинофильме («Восемь с половиной»)

Забываю числа, забываю даты,

Вспоминаю женщин, что любил когда-то.

Вспоминаю нежность их объятий сонных

В городах заснеженных, в горницах тесовых.

В теплую Японию улетали стаи.

Одного не помню -- почему расстались…

Огромную роль в анемических процессах играет сон. Переход информации из кратковременной в долговременную память происходит, скорее всего, в парадоксальной фазе (самого глубокого) сна. Можно сказать, что тот, кто спит мало, поверхностно, тот и не полностью бодрствует. Причем запоминание новой порции информации требует забывания чего-то из прошлого опыта.

Память играет ведущую роль только для нескольких профессий, связанных с важными подсчетами, распознаванием массы признаков. Для большинства людей их среднюю по возможностям память дополняют различные справочники, а в последнее время и компьютерные базы данных. Забывчивость -- это тот недостаток психики, который скорее всего можно простить и понять (в отличие от дефицита воли, эмоциональной отзывчивости или интеллекта).

Историческая память целого народа, социального слоя, другой группы людей предполагает извлечение уроков из прошлого на будущее. Кто не желает поддерживать традиций своего общественного класса, профессии, землячества, не должен рассчитывать на поддержку коллег, земляков, единоверцев.

Заключение

Как видно, психика человека представляет собой целый микрокосм, который мириадами информационных нитей связан с макрокосмом внешнего -- природного и социального мира. Вместе с тем психика обладает значительной автономией, моментами достигает суверенности. Бытие в такой же степени определяет сознание (согласно марксистской формуле), в какой сознание определяет бытие человека и, в конечном счете, общества, а отчасти даже земной природы. Общаясь и взаимодействуя с людьми, нужно помнить: их реакции на окружающий мир и на собственные потребности, цели во многом типичны, носят общечеловеческий характер. Однако за этим сходством кроются неизмеримо большие различия, обусловленные, в особенности, творческой природой души, ее беспримерной сложностью, открытостью новому, беспредельному.

Литература

1. Спиркин А.Г. Основы философии. Гл. XI. “Душа, сознание и разум”. 1-5.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. Гл. IX. 1-3.

3. Азимов А. Человеческий мозг: от аксона до нейрона. М., 2003.

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

5. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. II. Мышление и интеллект. Л., 1976; Т. III. Субъект, переживание, действие, сознание. Л., 1981.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

7. Общая психология. М., 1986.

8. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

9. Годфруа Ж. Что такое психология. Ч. I. М., 1992.

10. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.

11. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995.

12. Велихов Е.В., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 11.


© 2010 Рефераты