Рефераты

Финансы

p align="left">К расходам относятся: расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов и амортизации; расходы на государственные инвестиции; расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы; расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые из государственного бюджета; государственные дотации; расходы на науку; расходы на содержание правоохранительных органов; расходы на оборону; расходы на содержание государственной власти (без капитальных вложений); расходы по внешнеэкономической деятельности; расходы на образование резервных фондов и прочие расходы.

Затем определяется превышение расходов над доходами бюджетов территорий, превышение расходов над доходами бюджета федерального. Дается объем ВВП. Основная часть финансовых ресурсов страны (60% доходов) формируется за счет прибыли предприятий, амортизационных отчислений и НДС.

С началом перестройки многие факторы резко ухудшили финансовое состояние предприятий. Это разрыв хозяйственных связей, недопоставки, снижение объема продаж, а также изменение налогового бремени. И как результат - более половины предприятий стали убыточными. Поэтому наблюдается резкое уменьшение этих доходов.

Другая значительная статья баланса - средства внебюджетных фондов. Они составляют порядка 14-16% финансовых ресурсов страны, отраженных в сводном балансе.

Государственные налоги с населения составляют незначительную долю в общем объеме финансовых ресурсов (порядка 10%).

Удельный вес других статей, образующих финансовые ресурсы страны незначителен, хотя экономическая роль многих весьма существенна.

В расходной части сводного финансового плана значительной по объему является статья «Расходы предприятий за счет прибыли». В настоящее время наблюдается сокращение этой статьи. Затраты на государственные инвестиции (без военного строительства) занимают небольшой удельный вес (2-3%), невелики расходы и на науку (порядка 1%), но в настоящее время эти расходы увеличиваются.

Следующим крупным направлением расходование финансовых ресурсов являются расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые из бюджета, а также из внебюджетных фондов. Удельный вес таких расходов составляет 20-25%. Расходы на содержание органов государственной власти за последние годы значительно возросли.

Для анализа финансовых индикаторов используют следующие методы:

Элементарные сравнительные методы анализа. Производят сопоставление показателей за анализируемый период с предшествующим, определяют отклонения и структуры показателей.

Специальные методы анализа финансовых результатов.

а) анализ основных показателей эффективности результатов финансовой деятельности, включая показатели формирование доходной базы, динамику вычисления коэффициента эластичности, структуры;

б) проведение комплексной оценки формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и направлений их использования, включая поступления в доход городского бюджета;

в) анализ факторов формирования прибыли хозяйствующих субъектов, влияние изменения цен на потребленные материальные и трудовые ресурсы, транспортные затраты;

г) проведение анализа изменения количества убыточных предприятий (сравнивается удельный вес убыточных предприятий в общем числе);

д) анализ суммы НДС и акцизов, их динамики и структурных факторов;

е) анализ состояния платежеспособности хозяйствующих субъектов, расчет коэффициентов ликвидности, изменения кредиторской и дебиторской задолженности.

8. Финансовый контроль, сущность, виды

Сущность финансового контроля сводится к обеспечению всех хозяйствующих субъектов, их посредников законодательно-правовыми материалами и соблюдению этими хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм, которые устанавливаются органами власти, а также к выявлению нарушений, их предотвращению с помощью законодательных санкций.

Финансовый контроль в современной экономике РФ имеет следующие виды:

государственный контроль за правильностью использования бюджетных средств в соответствии с принятым законодательством, а также постановлениями представительных органов местного управления;

контроль за хозяйствующими субъектами со стороны налоговой инспекции;

принятие превентивных мер по выявлению финансовых налоговых нарушений государственной налоговой полицией;

контроль ЦБ России за деятельностью коммерческих банков;

контроль коммерческих банков за деятельностью хозяйствующих субъектов, счета которых находятся в банке, а также контроль за возвращением ими полученных кредитов и правильностью их использования.

9. Формы и методы финансового контроля

Формы:

внутрифирменный финансовый контроль, который выполняется финансовыми службами соответствующих головных и дочерних предприятий (в АО). В кооперативных и общественных организациях он осуществляется ревизионными комиссиями;

независимый финансовый контроль (внешний аудит), который выполняется специальными уполномоченными на это аудиторскими фирмами согласно заключенного договора за определенное вознаграждение. Заключение аудиторской фирмы включает финансовую отчетность, оценку достоверности информации, характеристику результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Такие результаты могут публиковаться в открытой печати;

государственный финансовый контроль, который осуществляется уполномоченными на это государственными органами. Государственный контроль осуществляется в пределах компетенции этих органов в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подотчетных предприятий и организаций. Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой федерального собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, контрольно-ревизионным управлением (КРУ) и главным управлением казначейства Минфина РФ, государственным таможенным комитетом, государственной налоговой службой, федеральной службой налоговой полиции, федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Государственный контроль осуществляется различными методами - от получение информации до проведения ревизии на месте. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.

Проверка проводится по отдельным сферам деятельности и может затрагивать отдельные задачи, например, целевое использование бюджетных средств, ресурсов. Ревизия - это весьма ответственная форма финансового контроля. Она как правило охватывает комплексное исследование всей финансово-хозяйственной деятельности, требует специальной подготовки и осуществляется по специальной программе. Эта программа включает цель проверки, объекты ревизии, перечень основных вопросов. Ревизия завершается составлением акта документальной проверки. Кроме того, для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы. В 1992 году при Совете Федерации был создан контрольно-бюджетный комитет. Он являлся независимым органом. В настоящее время он часть своих функций передал другим комитетам. Такие функции выполняют комитеты Госдумы по бюджету, налогам и банкам и финансам. Они проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам, так подкомитет по бюджету дает заключения по проекту федерального бюджета, другие комитеты занимаются оценкой законодательных предложений, соответственно вопросами налогообложения, банковскими предложениями и финансами. Депутаты имеют право законодательной инициативы, а далее эту инициативу рассматривают комитеты.

Особое место в системе финансового контроля принадлежит Счетной Палате РФ - это независимый от правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкоми полномочиями. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ.

Особую роль в осуществлении финансового контроля играет ЦБ РФ. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, ЦБ осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков. Он организует и контролирует кредитно-денежные отношения, для чего создан специальный орган, который называется Департаментом банковского надзора. В случае нарушений в деятельности коммерческих банков, предоставления ими неполной или недостоверной информации ЦБ в праве прибегнуть к штрафным санкциям в размере от 0,1 до 1% величины минимального размера уставного капитала. Кроме того, ЦБ может потребовать замены руководства банка, реорганизации, осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, применения жестких нормативов, запрета на проведение отдельных операций, например, запрет на выдачу генеральных лицензий.

Ведомственный контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления.

Негосударственный финансовый контроль.

К негосударственным методам финансового контроля относится внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется подразделениями предприятий: бухгалтерией, экономической, финансовой службами и другими. Внутрихозяйственный контроль подразделяется на оперативный и стратегический.

С конца 80-х годов специфика рыночных отношений обусловила внедрение нового вида негосударственного финансового контроля - аудиторского контроля, задача которого: установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствие финансово-хозяйственных операций нормативным и законодательным актам, проверка расчетно-платежных документов, налоговых деклараций и правильность выполнения финансовых обязательств. Аудиторская проверка может быть инициативным или обязательным. Последний проводится в связи с постановлением правительства с 07.12.94 года и осуществляется в банках, страховых организациях, внебюджетных и благотворительных фондах. Аудит - это независимый и вневедомственный контроль.

10. Социально-экономическая сущность бюджета. Основные черты государственного бюджета

У государства в лице его органов власти возникают отношения, многообразные и специфичные по своему характеру. Эти отношения - финансовые, их называют бюджетными. Их специфика в том, что они возникают в распределительном процессе, имеют своей целью формирование централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения осуществляются между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и охватывают все уровни хозяйствования: федеральный, субъектов федерации и местный. Необходимость таких отношений вызвана тем, что для выполнения своих функций государство должно ежегодно концентрировать определенную долю национального дохода.

В процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде страны, величина которого зависит:

1) От уровня развития экономики;

2) Метода хозяйствования на предприятиях;

3) Задач стоящих перед обществом.

В составе бюджетного фонда имеются резервы для выполнения специфических задач.

По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и, частично, национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, государственного управления и на нужды обороны.

Бюджет - это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Это значит, что через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их расходование.

Государственный бюджет объединяет главные расходы и главные доходы страны. Централизация этих средств имеет важное экономическое и политическое значение.

Однако, эта категория достаточно самостоятельна, она характеризуется теми же чертами, что и финансы, имея при этом ряд особенностей. К ним можно отнести:

a) Государственный бюджет - это форма перераспределенных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства.

b) С помощью государственного бюджета происходит постоянное перераспределение национального дохода между отраслями, субъектами, сферами общественной деятельности.

c) Пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем в других звеньях определяются потребностями расширенного воспроизводства и стоящими перед страной задачами.

d) Область государственного бюджетного перераспределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет рассматривается как основной государственный план государства. Он имеет силу закона. С экономической точки зрения он выполняет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование на общегосударственном уровне. С помощью второй функции имеется возможность определить, на сколько полно и своевременно финансовые ресурсы поступают в государственную казну, как рационально складываются пропорции распределения бюджетных средств, эффективно ли они используются.

В сфере действия распределительной функции участвуют почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Это не исключает возможности перераспределения через бюджет и определенной части национального богатства и части стоимости необходимого продукта. (То есть государство использует свои возможности по формированию и концентрации как можно больших финансовых ресурсов).

Контрольная функция позволяет через формирование и использование денежных средств «сигнализировать» о том, как поступают финансовые ресурсы от различных субъектов хозяйствования в распоряжение государства, соответствует ли объем созданного централизованного фонда объему потребностей государства.

Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и бюджетных расходов.

Основными функциями государственного бюджета является перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики и контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется порядка пятидесяти процентов валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевых и территориальных пропорций, ускорения научно-технического прогресса, выравнивания развития территорий. С его помощью происходит структурная перестройка. В современных условиях приоритет имеют агропромышленный комплекс, транспорт, военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами, определяются размеры финансовых ресурсов, контролируемых финансовым планом предприятий.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным фактором повышения эффективности производства. Государственная поддержка, в первую очередь, оказывается передовым отраслям: авиастроению, атомной промышленности, машиностроению, энергетике.

Важное значение имеет и социальная направленность бюджета. Здесь основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения. В процессе планирования и использования бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всего народного хозяйства. Функции государственного бюджета осуществляются с помощью бюджетного механизма.

11. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества

Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику, то есть субсидирование организаций, бюджетное финансирование отраслей, которые определяют научно-технический прогресс, государство добивается в конечном итоге изменения пропорций в экономике. Использование бюджетного механизма позволяет маневрировать денежными средствами, целенаправленно влиять на темпы роста отдельных отраслей. Через бюджетное финансирование и налоговую политику осуществляется влияние на деятельность предприятий с целью обновления производственных фондов и совершенствования управления финансами.

Важную роль играет бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования объектов социальной сферы (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение).

По мере развития рыночных отношений роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено тем, что бюджетные средства вместе с внебюджетными фондами являются финансовой базой для социальных преобразований.

Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан. В условиях рыночной экономики государственный бюджет - это один из главных инструментов проведения экономической и социальной политики. Это происходит с помощью формирования доходов в бюджете и определения направлений расходов.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:

1) Неотложные меры по укреплению денежного обращения национальной валюты, так как только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно осуществлять эффективные связи между всеми хозяйствующими субъектами.

2) Необходимо совершенствование банковской системы.

3) Стимулирование инвестиционного процесса.

4) Приоритетное финансирование реального сектора экономики.

5) Совершенствование налогообложения и реформирование налоговой системы.

6) Создание действенного механизма финансового контроля.

7) Усиление контроля за величиной государственного долга.

12. Теории государственных финансов

Теоретические положения, разработанные учеными, лежат в основе финансовой политики.

В своем фундаментальном труде «Исследования о природе и причинах богатства» Адам Смитт впервые разработал положение о сущности финансов. Он опирался на определение производительного и непроизводительного труда.

Смитт, а потом и Рикардо дали характеристику основным финансовым категориям. По учению Смитта государственные расходы осуществляются непроизводительно, так как ведут к сокращению капитала, следовательно, снижению национального дохода. Вывод: необходимо снизить затраты государства, которые оно использует непроизводительно. Для этого Смитт разработал свою теорию относительно налогов. Основные положения классической буржуазной политэкономии - это обеспечение благоприятных условий для накопления капитала.

Поскольку накопление капитала связано с налоговой системой. Он предлагал следующие принципы концепции налоговой политики:

1) Налоги должны уплачиваться в соответствии со способностью подданных;

2) Размер налогов и сроки их уплаты должны быть четко определены;

3) Время уплаты налогов должно быть удобным для плательщика;

4) Расходы по взиманию налогов должны быть минимальными.

Согласно теории Смитта, если налоги взимаются с капитала, то они приводят к уменьшению фондов, предназначенных для содержания производительного труда, а при уплате налогов с дохода - к уменьшению накопленного капитала.

Классическая буржуазная политэкономия (Смитт, Рикардо и их последователи) определили концепцию официальной экономической политики, ее принципы:

1) Невмешательство государства в хозяйственную жизнь страны;

2) Ограничение государственных расходов;

3) Снижение налогообложения.

Впоследствии в начале XIX века английский ученый Д. Миль выступил с предложением наиболее равномерного распределения богатства среди различных слоев населения, для этого необходимо изменить сферу распределения доходов. Миль предложил идею необлагаемого минимума. При подоходном налогообложении минимум должен быть равен доходу, необходимому для существования. По теории налогов Миля каждый человек должен отдать государству часть своего дохода за получаемую от государства поддержку.

Затем в науке о финансах появляются имена шведских ученых: Викселя, Линдаля.

В дальнейшем эту теорию использовал американский ученый Самуэльсон. Он утверждал, что рост налогов должен сопровождаться ростом потребности в государственных услугах, расширением функций государства.

С 1870 года возникла новая школа, начало которой положили ученые Г. Шмоллер, М.Вебер, А.Вагнер. Наибольший вклад внес Вагнер, предложив свою теорию накопления капитала, нацеленную на создание благоприятных условий для создания капитала.

Вагнер предложил свое решение накопления капитала с помощью государства: расширить объем государственной деятельности (административной, социальной, культурной, инвестиционной); разработал 9 принципов налогообложения, которые по своей сути явились продолжением смиттовских принципов: достаточность и подвижность, выбор надлежащего источника и объекта, всеобщность и равенство, определенность, удобство и дешевизна.

Вагнер считал, что финансы могут использоваться государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

С середины и до конца Х1Х века финансовая наука находится под влиянием марксистского учения. Сущность финансов в условиях капитализма, роль и значение отдельных финансовых категорий изложены в ряде известных работ «Капитал», «Критика политической экономии».

Маркс открыл классовый характер государственных бюджетов эпохи домонополистического капитализма, раскрыл непроизводительный антинародный характер государственных расходов, показал связь государственных займов и налогов.

Исследуя методы первоначального накопления капитала, Маркс правильно относит к ним и финансовые методы, и, в первую очередь, государственные расходы, государственный кредит и налоговую систему. Именно они обеспечивают быстрый рост капитала.

При оценке налогообложения Маркс отдавал предпочтение прямым налогам и, прежде всего, подоходному и выступал за его прогрессивную форму.

Анализируя сущность государственного бюджета, Маркс писал, что основной вопрос - соотношение расходов и доходов, то есть сальдо бюджета, именно оно определяет увеличение или уменьшение налогообложения.

В период 1920 - 33 годы (годы глубочайшего экономического кризиса) возникает новая теория, основоположником которой является Кейнс. Экономическая теория Кейнса оказала большое влияние на финансовую политику, согласно ей осуществляется регулирование производства и распределение финансов. В основу финансовой концепции Кейнса положена идея эффективного спроса. Эту теорию он изложил в работе «Общая теория занятости, процентов и денег». Он обосновывает необходимость вмешательства государства в экономику, и основным инструментом такого вмешательства должны стать государственные расходы. Их формирование, структура расходов, рост расходов являются важным фактором достижения эффективного спроса. Рот государственных расходов за счет налогов и займов может оживить предпринимательскую деятельность, увеличить национальный доход, ликвидировать безработицу. Для этого государство не только обязано поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое внимание Кейнс отводил налогам, их воздействию на психологический закон, по которому люди склонны увеличивать свое потребление в большей мере, чем растет доход. Согласно теории Кейнса, это ведет к падению спроса на товары, падению производства. Государство должно препятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос. Это можно сделать либо путем увеличения расходов государства за счет налоговых поступлений и займов, либо стимулируя частные инвестиции.

Налоги + Сбережения = Государственные расходы + Инвестиции

Финансовая теория Кейнса была направлена на регулирование экономики в отличие от предыдущей теории невмешательства в экономику.

Вплоть до 1970 года в основе финансовой политики большинства развитых стран лежали основные положения кейнсианской теории.

Дальнейшее продолжение теории финансов дали неокейнсианцы, которые отстаивали идею дефицитного финансирования, как способа достижения эффективного спроса. Суть этой теории в необходимости больших государственных расходов, не считаясь с ростом государственного долга. Однако, огромные бюджетные дефициты со временем приобрели хронический характер, и это обусловило необходимость изменения финансовой политики и возникновение новой теории циклического баланса бюджета.

Согласно этой теории, доходы и расходы бюджета должны приспосабливаться к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефицит бюджета в периоды кризисов излишками, образовавшимися в период подъема экономики.

Ряд развитых стран сформировали фонд циклического регулирования экономики. Средства этого фонда пополнялись в период подъема экономики и расходовались в периоды спада.

Кейнсианское учение, несмотря на дополнение неокейнсианской школы, продолжало развиваться, применяясь к новым условиям. Так в соответствии с современностью финансовая политика должна направляться на ограничение деятельности монополий, сокращение военных расходов, расширение социальных функции. Наилучшим методом обложения являются налоги на расходы, и поэтому развивается идея замены подоходного налога налогом на потребление (это идея английского ученого Калдора), рассматривая последний как обложение части дохода, идущего на личное потребление. Такая мера будет стимулировать сбережения и ослаблять инфляцию.

Сейчас происходит смешение теорий, и в чистом виде уже не действует ни одна. Элементы различных теорий входят в финансовые механизмы.

13. Теории государственных финансов российских экономистов

Основы русской финансовой науки положила книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» в ЧVIII веке. К концу XIX -началу XX появляются работы экономистов и юристов - Янжул, Кулишин, Озеров. Они разработали теорию удовлетворения коллективных потребностей, которая наиболее полно изложена в учебнике Озерова «Основы финансовой науки». Он писал «одни потребности удовлетворяются сами, единоличными усилиями, другие - совместно с другими лицами, для чего история выработала союзы людей - государство, община. Многие потребности индивидуального характера переходят в разряд потребностей, удовлетворяемых коллективным путем. Коллективные потребности требуют громадных средств. Финансовая наука изучает современные отношения, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств».

В дальнейшем финансовая наука развивает теорию бюджетов централизованного и местного устройства, так как происходит устройство местных органов власти. Большой вклад здесь внесли работы Ленина. Продолжая теории Маркса и Энгельса, Ленин уделил критике финансовой политики, отразил социальную характеристику косвенных налогов и доказал, что состояние государственных финансов было плачевным.

На основе его трудов была разработана экономическая платформа, принятая в 1917 году шестым съездом РСДРП, где много внимания уделялось вопросам денег, финансам, кредита. Экономическая платформа предусматривала национализацию, децентрализацию банковского дела, национализацию страхового дела. Однако многие положения этой платформы не были выполнены. Осуществлено было лишь введение высокого поимущественного налога, установлен действенный контроль за доходами капиталистов, введен высокий косвенный налог на предметы роскоши, был прекращен выпуск бумажных денег. Дальнейшие работы Ленина были посвящены вопросам финансового контроля, созданию нового финансового аппарата, проведению денежной реформы, укреплению финансового положения страны.

С переходом к директивным методам управления экономики и финансами появляется необходимость пересмотра научных представлений о финансах. Вся финансовая политики того времени была подчинена классовой борьбе и задачам того периода - этапа индустриализации. Результатом такого пересмотра является появление науки о финансах СССР. Этот период можно разделить на несколько этапов. Первый этап: разрабатываются частные вопросы, направленные на выполнение пятилетних планов. На этом этапе выделяются работы Боголепова, Кузовкова и других. Второй этап с 1931 до 1956 года. В этот период происходит становление финансовой науки, благодаря работам Дьяченко. Он работал основные положения финансовой науки, описал сущность финансов, их роль в процессе воспроизводства и место их в распределении и перераспределении национального дохода. Его работы стали основой первых учебников по финансам СССР. Потом появляются работы, посвященные организации финансов. Среди авторов можно отметить Бермана, Базарова, наиболее крупный вклад внесли работы Сидоряна.

14. Бюджетная политика

Социально-экономическая сущность государственного бюджета в зарубежных странах. Характеристика доходов и расходов бюджета.

Бюджет развитых стран является инструментом перераспределения доходов. В XIX веке в условиях промышленного капитализма перераспределение проводилось в пользу правящих кругов, землевладельцев. Маркс анализировал бюджет середины XIX века и назвал его «ядром мероприятий по классовой борьбе».

При анализе бюджета начала XX века Ленин писал, что основные расходы осуществлялись на военные цели, содержание имперского двора, корпуса жандармов, выплату государственного долга, а на цели просвещения - только 5%. Доходы бюджета базировались на косвенных налогах (до 30%). Следующими крупными поступлениями являлись поступления от государственной винной монополии, вследствие чего бюджета называли пьяными.

В ведущих экономически развитых странах (США, Великобритания, Германия, Франция) в послевоенные годы можно отметить рост расходов в государственном бюджете, который объясняется милитаристской политикой, которая объясняется гонкой вооружений и некоторым увеличением расходов на социальные нужды. Если в XIX веке главными в структуре налогов были косвенные налоги, то в XX, особенно во второй его половине, возрастает значение прямых налогов, и главными из них является подоходный налог и налог на прибыль корпораций.

Во второй половине XX века можно отметить увеличение затрат на вмешательство в экономику и снижение удельного веса военных расходов. Анализируя государственный бюджет в современных зарубежных странах можно отметить, что его функциями являются:

Перераспределение национального дохода.

Государственное регулирование и стимулирование экономики.

Финансовое обеспечение социальной политики.

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Если рассматривать вторую половину XX века можно обратить внимание на то, что через все звенья финансовой системы распределялось до 50% всего национального дохода. Сейчас эта цифра порядка 60%, а через государственный бюджет до 40% всего национального дохода.

Одной из важнейших статей расходов являются военные, и в период второй половины XX века монополистические объединения получали военные заказы и получали значительную долю средств из государственного бюджета в виде процентов по государственным займам, субсидий на капитальные вложения и другие цели. Выплаты процентов по государственным займам составляли порядка 13% общей суммы расходов федерального бюджета США.

Субсидия - это пособие, преимущественно в денежной форме, за счет средств государственного бюджета, предоставляемая местным органам власти, юридическим или физическим лицам или другим государствам.

Дотация - это сумма денежных средств, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случае, если закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для финансирования минимального бюджета нижестоящего уровня.

Субвенция - это сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития территорий или это фиксированный объем денежных средств, выделяемый безвозмездно для целевого финансирования расходов бюджета.

Второй и наиболее значимой статьей являются расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Эти расходы составляют порядка 20-25% от суммы расходов всего государственного бюджета. Следующие расходы - расходы на социальные нужды. Они в значительной мере финансируются самим населением. В США существуют бесплатные и платные школы, оплата за обучение в ВУЗах высока, медицинская помощь оказывается по предъявлению страховки.

Ведущую роль в мобилизации средств в государственном бюджете играют налоги. В основном за их счет создаются финансовые средства для выполнения государственных функций и государственных задач. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья финансовой системы. На современном этапе через налоги взымается до 40% доходов населения (в довоенный период налоги с населения составляли значительно меньшую часть - порядка 12%).

Целенаправленное воздействие государственного бюджета на развитие экономики оказало огромное влияние (так называемое «экономическое чудо» в Китае и Японии). Затраты на социальные цели, включая здравоохранение, социальное обеспечение, образование, имеют тенденцию к росту. В США социальных программ около ста, в Великобритании - несколько десятков. Наибольшие средства тратятся на социальное страхование, соцобеспечение, образование. Существует смешанная система финансирования образования, в США, Великобритании, Франции создана государственная служба здравоохранения. В Бельгии, Великобритании, Японии из бюджета осуществляются расходы на содержание королевской семьи.

Современная налоговая система представляет собой множество налогов и, как правило, плательщиками налогов являются рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, корпорации, предприниматели, акционерные общества, страховые компании, банковские монополии. Налоги широко используются правительствами западных государств для сглаживания экономического цикла.

В 80-е годы подоходным налогом было охвачено практически все население, ставки налогов были в основном прогрессивные. Характерным было постоянное уменьшение удельного веса налога на прибыль предприятий.

Среди косвенных налогов наибольшее значение имеет НДС и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также Швеции, Австрии, Норвегии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% всех косвенных налогов (с 1. 01.1994 года в ЕС действует ставка НДС в размере 14%).

Таможенные пошлины - это налоги, взымаемые при экспорте и импорте товаров. Самые большие пошлины на промышленные товары были в 30-е годы, после Второй Мировой Войны таможенные пошлины стали снижаться. В промышленно развитых странах уровень пошлины на промышленную продукцию в настоящее время оценивается в 6%. Этот вид дохода составляет чуть больше 4% от общей суммы доходов в государственный бюджет. Для регулирования экспортно-импортными отношениями кроме пошлины применяются и другие барьеры.

Соотношение прямых и косвенных налогов государственного бюджета развитых стран характеризуется следующим образом: в США, Великобритании и Японии преобладают прямые налоги, во Франции и ФРГ - косвенные.

Государство устанавливает монополии на производство определенных видов товаров. Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. расходы должны быть равны доходам, однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в этих странах наблюдается хронический дефицит государственных бюджетов. Для покрытия бюджетного дефицита используют государственные займы. В США государственная задолженность составляет около 5 трлн.$. В современных условиях от 10 до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются за счет выпуска государственных займов.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности, однако типичным для всех является отделение текущих доходов и расходов государства от капитальных затрат. Например, государственный бюджет Великобритании включает две части:

1) Консолидированнный фонд, по которому проходят текущие доходы и расходы;

2) Национальный фонд займов, по которому отражаются расходы на капитальные вложения.

Основной частью является консолидированный фонд. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же имеется дефицит в Консолидированном фонде, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов и на эту сумму правительство увеличивает свой долг. Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги, а его расходы включают расходы, ежегодно утверждаемые Парламентом и расходы для постоянного обслуживания, им не утверждаемые. Доходная часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти, за предоставляемые долгосрочные кредиты, прибыли эмиссионного департамента банка Англии, средств, передаваемых из Консилидированнного фонда для постоянного обслуживания.

В отличие от нас, бюджетный год в ведущих зарубежных странах - это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным. Так, в таких государствах как Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария бюджетный год совпадает с календарным, в Канаде и Японии бюджетный год начинается с 1-го апреля по 31-ое марта, в США - с 1-го октября по 30-ое сентября.

15. Государственный бюджет РФ. Его сущность, основные задачи бюджетной политики в условиях углубления рыночных реформ

Бюджет - это совокупность и единство основных финансовых категорий: налогов, государственного кредита, государственных расходов. Через государственный бюджет постоянно осуществляется мобилизация и перераспределение названных категорий.

Бюджетная система РФ представляет собой совместимость федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней:

Федеральный (республиканский) бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответственных государственных или местных органов.

Все бюджеты РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на данной территории, для этого законом предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ, субъектов федерации и административно территориальных единиц, кроме низового звена.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ представляют консолидированный бюджет РФ. Совместимость бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Формирование консолидированного бюджета РФ

Составлением консолидированного бюджета занимаются соответствующие органы исполнительной власти. Консолидированный бюджет используется для свода статистических данных, анализа показателей бюджетной системы, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации. В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и не являются правовыми актами.

Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органами власти. С понятием консолидированного бюджета тесно связано понятие минимального бюджета.

Минимальный бюджет - это бюджет, определяемый объемом доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня. Эти доходы должны покрывать минимально необходимые расходы. Гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Расчеты минимального бюджета служат базой для формирования отношений между вышестоящими и нижестоящими органами власти, и это делается для того, чтобы обеспечить минимальные расходы каждого уровня. Консолидированный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств для обеспечивания функций государственной власти. В его составе доходы и расходы республиканского бюджета РФ, бюджеты республик и автономных образований в составе РФ, краевых, областных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Каждый из бюджетов, входящий в его состав, разрабатывается и утверждается соответствующим органом власти по закону является самостоятельным.

16. Принципы бюджетной системы

В РФ законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства следующие принципы:

1. Единство бюджетной системы. Он проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Не смотря на самостоятельность каждого из бюджетов, они взаимно связаны и составляют единство бюджетной системы РФ. Взаимодействие бюджетов всех уровней осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходов, создания и частичного перераспределения целевых региональных фондов. Регулирующие доходы - это свойства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящих бюджетов. Основная часть налоговых доходов субъектов федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулируемых доходов.

Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, которая обеспечивает сопоставляемость доходов и расходов всех уровней, единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней, статистической информацией, позволяющей составлять консолидированные бюджеты, единой денежной системой.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полнологоией по осуществлению расходов за соответствующими органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов - это наличие собственных источников доходов каждого уровня бюджетной системы. Он обеспечивается правом самостоятельного утверждения принцип каждого из бюджетов соответствующими представителями от власти правом определять направления использования и расходования бюджетных средств, наличием собственных источников доходов на каждом уровне к собственным источникам доходов относятся:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты