Рефераты

Ревизия расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

p align="left">То есть в торговле с Россией будет действовать тот же порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость, который сейчас применяется в торговле со странами дальнего зарубежья: Прибалтикой, Украиной и другими странами СНГ. Отличие состоит только в том, что в условиях отсутствия таможенного контроля и оформления на границе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией налог при взаимном импорте товаров будет взиматься не таможенными, а налоговыми органами обоих государств.

2. РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

2.1 Контроль документального оформления расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Контроль порядка исчисления, учета, а также своевременного перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость является одной из важнейших задач ревизии расчетов с бюджетом в целом, поскольку от результатов проверки зависит как положение исследуемой организации, так и бюджета Республики.

Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов.

Таким образом, для того чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо следующее:

1. Исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период.

2. Определить общую сумму налоговых вычетов, которую организация вправе применить по итогам данного налогового периода.

3. Найти разность между общей суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2).

Итак,

НДС бюдж. = НДС общ. - НВ,

где НДС бюдж. - сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДС общ. - НДС, исчисленный по всем хозяйственным операциям;

НВ - налоговые вычеты по итогам налогового периода.

Обязанность уплатить налог в бюджет возникает в том случае, если выставляются своим покупателям документы с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость.

В такой ситуации необходимо уплатить налог, даже если организация:

- не является налогоплательщиком, а применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения;

- освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, не подлежащую налогообложению.

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав не образуют объекта обложения налога на добавленную стоимость.

Следовательно, исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость при их осуществлении не требуется.

При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных и освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных ,по сравнению с обычными, налоговых ставок;

4) возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Если одновременно осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то необходимо вести раздельный учет таких операций.

Можно также раздельно учитывать суммы "входного" налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях, либо определять суммы "входного" налога посредством применения удельного веса.

Разделение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, нужно потому, что "входной" налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых налогом, учитывается по различным правилам.

Применение льгот по налогу на добавленную стоимость в некоторых случаях может быть невыгодным. Одним из возможных неудобств является то, что сумма "входного" налога по товарам (работам, услугам), которые используются для льготируемой деятельности, не может быть принята к вычету.

Поэтому, прежде чем воспользоваться соответствующей льготой, необходимо проанализировать, не приведет ли это к отрицательному экономическому эффекту.

Важно при этом помнить, что если применение определенной льготы, будет экономически невыгодным для деятельности, то можно отказаться от ее использования.

Нередки случаи, когда отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в периоде, в течение которого действует льгота по совершаемой операции, а оплата от покупателя (заказчика) поступает продавцу (исполнителю) в периоде, когда льгота перестает действовать. Возможна и обратная ситуация - отгрузка происходит в периоде отсутствия льготы, а оплата - в периоде введения льготы в действие.

В частности, при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, плательщик должен применять новый порядок в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были отгружены (выполнены, оказаны), переданы с момента изменения порядка налогообложения.

В случае выставления покупателю документов с выделенной суммой налога организация обязана уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - месяцем.

Сроки уплаты НДС устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Сроки уплаты НДС установлены Положением о сроках уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 N 397.

По общему правилу уплатить налог в бюджет необходимо не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Однако для тех налогоплательщиков, у которых сумма НДС по налоговой декларации по НДС, имеющейся на начало текущего месяца, составила более 40000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, предусмотрена обязанность уплаты налога в течение налогового периода текущими платежами не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, - в суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации объектов, сложившихся соответственно с 1-го по 5-е, с 6-го по 10-е, с 11-го по 15-е, с 16-го по 20-е, с 21-го по 25-е, с 26-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации по НДС, имеющейся на начало текущего месяца, либо не позднее 5, 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца в размере одной шестой суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации по НДС, имеющейся на начало текущего месяца.

Указанный порядок уплаты НДС установлен в целях равномерного поступления в бюджет доходов от налога на добавленную стоимость и соответственно постоянного финансирования общегосударственных расходов. Текущие суммы НДС плательщики вносят в бюджет в счет уплаты налога за отчетный налоговый период.

Налоговая декларация по НДС (Приложение 2) представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если срок представления налоговой декларации по НДС приходится на выходной (нерабочий) день, этот срок переносится на первый рабочий день. Налоговая декларация по НДС представляется плательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

Плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением [14, подп. 1.4 п. 1 ст. 22].

Плательщик (иное обязанное лицо) составляет и представляет за соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением [14, п. 3 ст. 62].

Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость надо представлять в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика.

Иными словами, организация должна подавать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в ту налоговую инспекцию, которая ей выдала свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Республики Беларусь, а индивидуальный предприниматель - в ту инспекцию, которая выдала ему свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Республики Беларусь.

Если в составе организации есть обособленные подразделения, то налоговую декларацию нужно представлять в ту налоговую инспекцию, в которой обособленное подразделение состоит на учете в качестве налогоплательщика.

По общему правилу налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость можно представить в налоговую инспекцию лично или по почте. При отправке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по почте, днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Налогоплательщик может самостоятельно выбирать, каким способом ему представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.

При обнаружении плательщиком (иным обязанным лицом) в поданной им налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость неполноты сведений или ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость с внесенными изменениями и дополнениями.

Данная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налогу, сбору, исчисляемому нарастающим итогом с начала года, представляется также нарастающим итогом за тот налоговый либо отчетный период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибка.

Приложение 3 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Приложение 3) заполняется при обнаружении плательщиком (иным обязанным лицом) в поданной им налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за предыдущий налоговый период неполноты сведений или ошибок, приведших к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате (далее - неполнота сведений или ошибка). Приложение 3 к налоговой декларации по НДС представляется в налоговый орган при наличии данных для его заполнения.

Применительно к каждому из перечисленных способов представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость надо иметь в виду следующее.

Таблица 3

Способ представления

Комментарии и пояснения

Что считается днем представления

Лично или через своего представителя

представитель может быть законным (например, директор организации, действующий согласно учредительным документам) или уполномоченным (например, бухгалтер, который действует на основании доверенности организации)

Дата фактического представления

По почте

надо направить почтовым отправлением с описью вложения, при этом на почте вам должны выдать квитанцию

Дата отправки почтового отправления с описью вложения

Так, в исследуемой организации КУП «Золотая житница» проведена проверка правильности документального оформления, которая выявила следующие факты:

1. учет отгрузки продукции оформляется товарно-транспортными накладными. Проверка правильности заполнения реквизитов нарушений не выявила: указываются все необходимые реквизиты - грузоотправитель, грузополучатель, заказчик, цель приобретения, подписи, печати ответственных лиц, наименование продукции, ставка и сумма налога на добавленную стоимость.

2. Учет оприходования товаров, работ услуг также документально оформлен ТТН, ТН и счетом-фактурой по НДС. Проверка правильности документального оформления нарушений не выявила. Все первичные документы оформлены в соответствии с требованиями законодательных актов.

Кроме того, ежемесячно, 20 числа следующего за отчетным в налоговую инспекцию по месту регистрации КУП «Золотая житница предоставляет налоговую декларацию по расчету налога на добавленную стоимость, на основании которой не позднее 22 числа производится оплата налога в бюджет.

Таким образом, порядок документального оформления расчетов с бюджетом на налогу на добавленную стоимость, соответствует действующему законодательству.

2.2 Контроль операций по учету налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

Одним из основных видов платежей в бюджет является налог на добавленную стоимость. В первую очередь следует установить, правильно ли произведены записи по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» по субсчетам.

К счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» могут быть открыты субсчета:

- субсчет 1 «НДС по приобретенным основным средствам»;

- субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

- субсчет 3 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;

- субсчет 4 «НДС по приобретенным товарам»;

- субсчет 5 «НДС по полученным имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности».

При оприходовании товаров, работ услуг сумма налога, указанная в первичных документах, в их стоимость не включается, а учитывается на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» субсчет 3 «налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам».

На следующем этапе проверки необходимо установить, правильно ли приняты к зачету (вычету) уплаченные суммы налога на добавленную стоимость.

Проверка первичных документов, на предмет правильности оформления и соответствия факту отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете является важнейшим этапом проверки документального оформления расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

В зависимости от вида и назначения документа, имеются определенные требования к порядку составления и оформления первичного документа. Правильность отражения и подтверждение факта хозяйственной операции в бухгалтерском учете первичными документами, является основой для определения предприятием базы для расчетов налоговых платежей.

Так, например, проблемы заполнения товарно-транспортных и товарных накладных по-прежнему остаются актуальными для работников бухгалтерских и экономических служб организаций, индивидуальных предпринимателей. Это связано с тем, что указанные накладные являются основными товаросопроводительными документами.

Бланки товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 утверждены постановлением Минфина РБ от 14.05.2001 № 53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» в редакции постановления Министерства финансов от 28 июня 2007 г. 107.

И в ТТН-1 и в ТН-2 отражается налог на добавленную :

ь в графе 7 "Ставка НДС, %" указывается процентная ставка налога на добавленную стоимость, приходящегося на конкретный товар (груз);

ь в графе 8 "Сумма НДС, руб." записывается сумма налога на добавленную стоимость, приходящегося на конкретный товар (груз);

ь в графе 9 "Всего с НДС, руб." записывается всего стоимость товара (груза) с налогом на добавленную стоимость;

ь в строке "Всего отпущено на сумму с НДС" записать прописью общую стоимость отгруженных товаров, которая должна соответствовать итоговой сумме по графе 9.

Поскольку данные бланки являются основанием для оприходования товарно-материальных ценностей, следовательно, они являются основанием для определения суммы входящего налога; отгрузки при реализации для определения суммы выручки подлежащей налогообложению.

Счет-фактура по НДС - это первичный учетный документ, который подтверждает выполнение работ (оказание услуг) и относится к бланкам строгой отчетности. Счет-фактура по НДС выписывается и предъявляется продавцом (подрядчиком) работ (услуг) - плательщиком НДС, зарегистрированным в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Беларусь, их покупателю (заказчику) одновременно с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги (при наличии этих документов).

Составлять счета-фактуры по НДС (далее - счет-фактура) должны все плательщики НДС, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги.

Счет-фактура выписывается и предъявляется продавцом (подрядчиком) работ (услуг) - плательщиком налога на добавленную стоимость, зарегистрированным в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Беларусь, их покупателю (заказчику) одновременно с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги (при наличии этих документов).

Отсутствие или наличие счета-фактуры, составленного с нарушениями установленных требований, не может являться основанием для принятия к вычету предъявленных продавцом покупателю налога на добавленную стоимость.

Составить счет-фактуру необходимо во время совершения операции, которая является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, счет-фактуру следует составлять в случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

1) субъект является плательщиком налога на добавленную стоимость;

2) операция, которая осуществляется, признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Счета-фактуры налогоплательщиками не составляются:

· по работам (услугам), обороты по реализации которых освобождены от налога на добавленную стоимость;

· по работам (услугам), обороты по реализации которых не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость;

· при выполнении работ (оказании услуг) за наличный расчет;

· при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств с оформлением заказа-наряда формы ЗН-1 или талона формы Т-1;

· по услугам энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения;

· по услугам по вывозу и обезвреживанию отходов;

· по услугам связи;

· по оказанным биржевым услугам открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа" с оформлением биржевых свидетельств по операциям с иностранной валютой и протоколов о результатах торгов по операциям на фондовом рынке;

· по оказанным услугам республиканского унитарного предприятия "Интеравтотранс" с оформлением квитанций на оплату за услуги установленной формы;

· по услугам автозаправочных станций;

· по работам (услугам), оплата которых производится банковскими пластиковыми карточками;

· при передаче расходов по приобретенным работам (услугам) в пределах одного юридического лица, а также при выполнении работ (оказании услуг) между структурными подразделениями одного юридического лица;

· по импортируемым работам (услугам);

· при реализации работ (услуг), обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;

· если стоимость работ (услуг) отражается в товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2;

· при указании в договоре положения о невыдаче счета-фактуры по НДС формы СФ-1.

Если не выписывается товарно-транспортная накладная типовой и специализированной формы ТТН-1, товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей типовой и специализированной формы ТН-2, счет-фактура по НДС формы СФ-1, то налог на добавленную стоимость предъявляется в любом первичном учетном документе, соответствующем требованиям ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности". Форма первичного учетного документа должна содержать следующие реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение в соответствующих показателях (денежных, натуральных, количественных); должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Для предъявления налога на добавленную стоимость также используются:

ь приходный кассовый ордер формы КО-1;

ь талон формы 20-ФС;

ь приходный кассовый ордер формы КО-1в;

ь квитанция формы КВ-1;

ь накладная - приходный ордер на отпуск ценностей за наличный расчет. Специализированная форма РП-4;

ь квитанция-накладная на отпуск лесопродукции за наличный расчет. Форма КН-1 (лес);

ь отчет по отпуску нефтепродуктов по электронным картам и оказанию услуг. Специализированная форма НП-АЗС;

ь приемная квитанция на закупку скота, птицы и кроликов в сельскохозяйственных предприятиях. Специализированная форма ПК-1 (скот);

ь приемная квитанция на закупку молока и молочных продуктов в сельскохозяйственных предприятиях. Специализированная форма ПК-3 (молоко);

ь приемная квитанция на закупку картофеля. Специализированная форма ПК-5 (картофель);

ь приемная квитанция на закупку овощей. Специализированная форма ПК-6 (овощи);

ь приемная квитанция на закупку сахарной свеклы. Специализированная форма ПК-8 (свекла);

ь приемная квитанция на закупку зерновых, масличных культур и семян трав. Специализированная форма ПК-9 (зерно);

ь приемная квитанция на закупку зерновых, масличных культур и семян трав. Специализированная форма ПК-10 (зерно);

ь приемная квитанция на закупку семечковых, косточковых плодов и ягод, а также сельскохозяйственных продуктов и сырья (на которые нет специализированных форм приемных квитанций). Специализированная форма ПК-11 (плоды и ягоды);

ь приемная квитанция на закупку продукции льна. Специализированная форма ПК-16 (лен);

ь приемная квитанция на закупку сортовых семян овощей. Специализированная форма ПК-19 (семена овощей);

ь приемная квитанция на закупку сельскохозяйственной продукции. Специализированная форма ПО-1 (сельхозучет);

ь отчет по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам. Специализированная форма НТУ-АЗС;

ь счет-фактура на оплату природного газа (форма СФ-газ);

ь квитанции Формы БО-1, БО-2, БО-3, БО-4, БО-5юв, БО-6, БО-7, БО-8, БО-9, БО-10ф, БО-11,

ь реестр сделок участника биржевой торговли.

Основным документом, на основании которого принимаются к зачету, уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, является книга покупок (Приложение 8). Проверкой устанавливается, правильно ли она ведется и все ли записи произведены в ней.

Следовательно, для принятия к вычету сумму налога необходимо наличие двух факторов: выполнение работ и оплата этих работ поставщику, а также наличие счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость.

В исследуемой организации КУП «Золотая житница» проведена проверка наличия подтверждающих документов, обосновывающих размер налога на добавленную стоимость принятого к вычету.

Таблица 4. Проверка правильности отнесения НДС к вычету

Наименование организации, наименование документа, № и дата

По данным бухгалтерского учета

По данным проверки

Всего покупок

Стоимость покупок без НДС

Сумма НДС

Всего покупок

Стоимость покупок без НДС

Сумма НДС

ОАО Сморгоньсиликатобетон - ТТН 0267154 от 01.08.08

5801268

4694100

844938

5801268

4694100

844938

ОАО Автоспецтранс - СФ1 № 0110625 от 29.08.08

33612

28485

5127

33612

28485

5127

РУП Белнефтехим - акт № 0029117 от 31.08.08

2425786

2055756

370030

2425786

2055756

370030

Кроме того, необходимо проверить правильность отнесения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товаров, работам, услугам по счетам синтетического учета.

Таблица 5. Проверка правильности записей на счетах бухгалтерского учета

Содержание хозяйственной операции

По данным бухгалтерского учета

По данным проверки

Дебет

Кредит

Сумма

Дебет

Кредит

Сумма

Поступили от ОАО «Сморгоньсиликатобетон» материалы по ТТН 0267154 от 01.08.2008

10

60

4694100

10

60

4694100

На сумму НДС к уплате

18/3

60

844938

18/3

60

844938

Платежным поручением № 524 от 01.08.2008 произведена оплата поступивших материалов

60

51

5801268

60

51

5801268

Отражена сумма принято к учету налога на добавленную стоимость

68

18/3

844938

68

18/3

844938

Таким образом, порядок отнесения сумм налога по приобретенным ценностям соответствует типовому плану счетов и инструкции по его применению.

Проверки правильности отнесения налога на добавленную стоимость к вычетам показала, что все суммы принятые к вычету в исследуемой организации за отчетный период отражены в книге покупок, записи в которой сделаны на основании первичных учетных документов: ТТН, ТН, счет фактуры по НДС, актам выполненных работ.

2.3 Контроль операций по учету налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг

Проверку правильности исчисления сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет, следует начинать с анализа показателей главной книги. Из главной книги выбираются основные суммы, на основании которых заполняется налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость:

- объекты налогообложения (выручка от реализации товаров (работ, услуг), стоимость товаров (работ, услуг), не оплаченных покупателями по истечении 60 дней с даты отгрузки, суммы, увеличивающие налоговую базу, и др.);

- начисленный НДС;

- выставленный поставщиками и уплаченный при таможенном оформлении НДС;

- сумма НДС, принятого в состав налоговых вычетов.

Исчисленные плательщиком суммы налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности отражаются по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 90 «Реализация», субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», - по реализованным товарам, продукции, работам, услугам.

Учитывая специфику деятельности исследуемой организации КУП «Золотая житница» производство и реализация продукции собственного производства предусматривает исчисление и уплату налога на добавленную стоимость.

Таким образом, следует проверить правильность определения выручки от реализации, подлежащей налогообложению.

В исследуемой организации расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость отражаются организациями на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» (аналитический счет «Налог на добавленную стоимость»).

Согласно налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в КПУП «Золотая житница» определена налоговая база, облагаемая налогом на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров по розничным ценам в размере 984397960 руб., сумма налога на добавленную стоимость на данной выручке составила 103490742 руб.

Проверим порядок расчета налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в КПУП «Золотая житница».

Таблица 5. Расчет ставки и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате по реализации товаров по розничным ценам в КУП «Золотая житница за сентябрь 2008 года.

Сальдо по счету 42 (НДС)

НДС по поступившим товарам (оборот по кредиту счета 42 НДС)

Предварительное сальдо по НДС

Стоимость товара, руб

реализовано за месяц

остаток товара на конец месяца

итого

1

2

3

4

5

6

4060849

103205431

4060849+103205431=

=107266280

984397960

35908941

984397960+35908941=

=1020306901

Исходя из имеющихся данных, произведем арифметическую проверку исчисления расчетной ставки налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством: 107266280 х 100 / 1020306901 = 10,5131%

Следующим этапом необходимо произвести проверку расчета налога на добавленную стоимость на остаток товаров: 35908941 х 10,5131 / 100 = 3775157 (руб.)

Произведем расчет налога на добавленную стоимость по реализации товаров в розницу: 107266280 - 3775157 = 103491123 (руб.)

Таким образом, проверка показала правильность расчета ставки и суммы налога на добавленную стоимость.

Далее следует проверить порядок отражения операций по начислению налога на добавленную стоимость:

Таблица 6. Проверка правильности отражения начисления налога на добавленную стоимость на счетах синтетического учета

Содержание хозяйственной операции

По данным бухгалтерского учета

По данным проверки

Дебет

Кредит

Сумма

Дебет

Кредит

Сумма

Начислен налог на добавленную стоимость по реализации товаров в розницу

68

90

103491123

68

90

103491123

В течение отчетного периода на исследуемом предприятии при приобретении товарно-материальных ценностей уплачена сумма налога на добавленную стоимость в размере 13573747руб., следовательно, сумма налога на добавленную стоимость подлежащая к уплате с нарастающим итогом составит: 103491123-13573747= 89917376(руб.)

Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 2 «Налоги уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»,

Кредит сч. 18 «НДС по прио6ретенным товарам, работам, услугам» субсчет 3 «налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» - 13573747 руб.

КУП «Золотая житница» предоставляет в органы Министерства по налогам и сборам налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость 20 числа месяца следующего за отчетным.

Таким образом, проверкой правильности исчисления и отражения на счетах бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость нарушений не выявлено.

2.4 Оформление результатов контроля расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

На этапе оформления результатов проверки руководитель работ может воспользоваться бланками следующих групп документов:

1. ведомости выявленных нарушений по результатам проверки;

2. ведомости исправления нарушений, выявленных по результатам проверки;

3. протокола оценки влияния выявленных искажений бухгалтерской отчетности на достоверность проверяемой отчетности;

4. свод рекомендаций, разработанных по результатам аудита;

5. отчета по результатам ревизии;

6. протокола совещания с руководством проверяемой организации (предприятия) по результатам ревизии;

7. письменной информации ревизора руководству экономического субъекта по результатам проверки.

Проверяющая организация вправе самостоятельно определять требования к формам составления и оформления рабочих документов ревизора. В качестве дополнительной услуги в систему могут быть введены любые формы бланков рабочих документов [30].

Проверка расчетов с бюджетом в КУП «Золотая житница» проведена выборочным методом, проверено документальное оформление, а также расчет налога на добавленную стоимость.

По результатам выполненной работы между аудиторской организацией и аудируемой организацией составляется акт сдачи-приемки выполненных работ, который подписывается в двух экземплярах - по экземпляру каждой из сторон. Данный акт является основанием для осуществления оплаты аудиторских услуг.

Таким образом, завершающим этапом проверки является подписание акта сдачи-приемки выполненных работ и стало составление аудиторского заключения.

Аудиторское заключение - это юридический документ, основное назначение которого состоит в том, чтобы довести до пользовате-лей информацию о достоверности финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

Аудиторское заключение должно отвечать на следующие вопросы:

* дает ли баланс верное и объективное представление о состоянии активов и пассивов предприятия на конец отчетного периода (фи-нансового года);

* дает ли отчет о прибылях и убытках верное и объективное пред-ставление о результатах хозяйственной деятельности предприятия за проверяемый период (финансовый год);

* составлена и представлена ли финансовая отчетность с учетом общепринятых принципов бухгалтерского учета;

* имеются ли случаи несоблюдения этих принципов в текущем пе-риоде в сравнении с предыдущим периодом;

* дает ли консолидированная отчетность верное и объективное представление о прибыли или убытке материнской компании и ее до-черних фирм;

* составлены ли баланс, отчет о прибылях и убытках и консолиди-рованная отчетность компании (если она имела место) в полном со-ответствии с нормативными положениями по бухгалтерскому учету.

По результатам аудита финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования аудитор должен дать одно из следующих видов заключения: положительное; условно-положительное (или с замечаниями); отрицательное; либо отказаться от аудиторского зак-лючения.

На основании проведенной аудиторской проверки в КУП «Золотая житница» аудиторской организацией «АудитСтрой» подготовлено и предъявлено руководителю организации аудиторское заключение. По мнению аудитора, бухгалтерская (финансовая) отчетность исследуемой организзации отражает достоверно во всех существенных отношениях его финансовое положение результаты финансо-во-хозяйственной деятельности за 2008г.

Результатом проведения контрольной проверки расчетов с бюджетом в КУП «Золотая житница» явилось составление аудиторское заключение (приложение 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В ходе исследования организации учета налогов и других платежей в КУП «Золотая житница» можно сделать вывод, что состояние бухгалтерского учета и исчисления налогов и платежей в КУП «Золотая житница» является удовлетворительным. Организацией соблюдается порядок и сроки исчисления, предоставления в органы налоговой инспекции и перечисления налогов и налоговых платежей в соответствии с действующим законодательством. Операции по учету налогов своевременно и правильно отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению.

Исходя из изложенного выше, для исследуемого предприятия, автор курсовой работы рекомендует для облегчения расчетов применять бухгалтерские программы, что значительно усовершенствует работу по учету налогов и платежей в бюджет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие/ О.А. Левкович, Н.И. Бурцева, Ю.И. Акулич; Под общ. ред. О.А. Левкович. Мн.: Техноперспектива, 2003. 446 с.

2. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007год» от 29.12.2006 № 191-З Принят Палатой представителей 11 декабря 2006 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь № 3 от 8 января 2007 г . (рег. номер 2/1288) - www.pravo.by

3. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 29 декабря 2006г. № 188-З - www.pravo.by

4. Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 N 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей"

5. Аудит и ревизия: Учебник/ Г.М. Пупко - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.

6. Аудиторская деятельность на территории Республики Беларусь. - Мн.: ООО «Информпресс», 2006.

7. Закон «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991г. №1321-XII www.nalog.by

8. Заяц Н. Е “Теория налогов”: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003. 350с.

9. Киреева Е. Ф. Налоговые пространства в условиях экономической интеграции: теория, методология и практика: Автореферат на соискание ученой степени доктора экон. Наук 08.00.10/УО “Белорусский государственный экономический университет”. 2004.37с.

10. Постановление Министерства финансов РБ от 14.05.2001 № 53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» в редакции постановления Министерства финансов от 28 июня 2007 г. 107.

11. Ревизия и аудит: Учеб. пособие/ Н.П. Дробышевский . - Мн.: ООО «Мисанта», 2004.

12. Ревизия и аудит: Учебный комплекс/В.А. Хмельницкий. - Мн.: Книжный Дом, 2005.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие/ Г.В. Савицкая. 6-е изд., перераб. и доп. Мн.: Новое знание, 2001. 704 с.

14. Налоговый Кодекс Республики Беларусь 19 декабря 2002 г. N 166-З

15. Технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации: Учеб. Пособие/ Ю.Ю. Королев, Л.А. Попкова, Т.В. Прохорова и др. Мн.: УП “ИВЦ Минфина”, 2002. 352 с.

16. Учет по международным стандартам: Учеб. пособие. 3-е издание / А.М. Гершун, И. В. Аверчев, Е. Б. Герасимова и др. ; под общ. ред. Л.В. Горбатовой. М.: Фонд развития бухгалтерского учета, Издательский дом “Бухгалтерский учет” , 2003. 504 с.

17. Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 (ред. от 15.09.2008) "О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость" (вместе с "Положением о сроках уплаты в бюджет акцизов", "Положением об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками", "Положением о сроках уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость", "Положением о некоторых особенностях применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость", "Положением о порядке возврата сумм налога на добавленную стоимость", "Положением о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), а также при реализации на территорию Российской Федерации товаров, не происходящих с территории государств - участников таможенного союза")

18. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 535 (ред. от 10.04.2008) "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость некоторых категорий товаров" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2008)

19. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2005 № 657 "О некоторых вопросах уплаты налога на добавленную стоимость и внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 1997 г. № 650" Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 № 22 (ред. от 23.01.2008) "Об утверждении инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость"

20. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2003 № 176 (ред. от 31.12.2004) "Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость"

21. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05.06.2003 № 91 (ред. от 09.07.2004) "Об утверждении бланка счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1 и Инструкции о порядке его заполнения"

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты