Рефераты

Предмет и понятие финансового права - (контрольная)

Предмет и понятие финансового права - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
    УНИВЕРСИТЕТ
    Юридический факультет
    Кафедра: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1
    по дисциплине: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
    тема: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
    .
    - 3
    ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
    ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
    П Л А Н
    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
    2. 1 Содержание науки
    2. 2 Методология науки
    2. 3 Основные категории
    3. ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
    ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
    3. 1 Понятие приватизации
    3. 2 Принципы приватизации
    3. 3 Законодательство Украины о приватизации
    3. 4 Субъекты приватизации
    3. 5 Споры, возникающие в процессе приватизации
    4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    .
    - 4
    1. В В Е Д Е Н И Е

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де мократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связа но не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс трументальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот ветствующие свободы". К этой цели общество придет только через повыше ние ответственности, возложенной " на институты государственной влас ти", решительные действия по экономическому, политическому и социаль ному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ ной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, заня тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преоб разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти роваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает веду щее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товар но-денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разре шать споры возникающие при этих отношениях.

Предложенная ниже тема - ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества от социалистичес ких к капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.

    - 5
    2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

В настоящее время при переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовой системы, следовательно новой науки финан сового права. Финансовое право выступает как категория в двух ипоста сиях. Как отрасль права и как отрасль правовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм , которые определяют пове дение субъектов в области управления государственными финансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаются нало ги, кто их платит, какие органы взымают и осуществляют контроль за сво евременным представлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансо вым правом следует понимать тот правовой порядок создающийся в резуль тате реализации финансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инс пекции проверяющий достоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателя осуществляет свою деятельность не произ вольно, а на основании действующего законодательства. Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплатель щиков. Вместе с тем нормы финансового права обязывают налогоплательщи ков честно и своевременно уплачивать налоги государству. Таким образом нормы финансового права определяют поведение субъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наука финансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественные отношения в об ласти управления государственными финансами и не определяет поведение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы, способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путем разработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, моног рафических учебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный по рядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в законах Хамураппи, " Русской правде", Великой Хартии вольностей ( В 1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундо ментальных норм: ни деньги, ни пособия не должны взыматься иначе как по общему совету королевства). А наука финансового права возникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершается становление буржуазного общества и происходит огромное поступление числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числа постоянных элементов.

Предмет науки: Наука финансового права часть юридической науки.

    - 6

Предметом ее является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет науки воплощается в форме финансо во-правовых категорий. Наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как: государствен ные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты, фи нансово- правовые нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха рактеризует финансово- правовую деятельность.

Эти знания воплощаются в форме исследований о финансово- правовых нормах и их институтах: бюджетном, налоговом праве.

Эти знания классифицируются систематически и обобщаются. На базе таких исследований разрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применения норм финансового права для практической де ятельности. Наука финансового права изучает финансовое право, обосно вывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции причем в тесной связи с жизнью. Обобщает опыт развития финансовое право в циви лизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которые можно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наука финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа м синтеза. Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству.

1. Аналитическая (коментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).

2. Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем фи нансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы тре бованиям жизни).

3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм. Используются в процессе нормотворческой деятельности государства). Таким образом наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, го сударственные финансы, налоговая система, банковская система и некото рые другие.

Наука финансового права имеет свои особенности состоящие в сле дующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социаль ные категории. Этой особенностью, наука финансового права отличается как от естественных , так и от юридических наук. Во-вторых наука фи нансового права является юридической наукой, изучающей такие финансо во-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т. е. наука финансового права не может обходиться без экономи ческих понятий составляющих обязательный фундамент финансово - право вых явлений. В- третьих, наука финансового права призвана не только

    - 7

объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковав шись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового права начал английский политэко ном Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки.

Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проб лемы:

1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других( государственные финансы; финансовая деятельность государства);

2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право; ) причем проблемы бюд жетного права выводят в науке финансового права на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства;

3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву в этой час ти изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Национального банка, как централь ного банка Страны, т. е. кассового кредитного и расчетного органа стра ны;

    4. Проблемы сберегательного дела.

Предмет и содержание науки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о том какой объект следу ет изучать, а содержание означает систему проблем состоящую из объек тивного познания, то метод свидетельствует о том с помощью каких прие мов и способов необходимо изучать данный объект. Метод

Марксистская методология способствовала изгнанию науки финансово го права как буржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изуча ется на всех факультетах высшых учебных заведений страны. Наука фи нансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяет использование оп ределенного набора методов. Наиболее важный - формально догматический (dogma-греч. ,мнение, умение). Этот метод включает такие приемы как опи сание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:

    1. Какой она является в законе.
    - 8
    2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.
    3. Какой должна быть в идеале.

Данный метод необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями.

Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выво ды используемые другими науками.

Третий метод сравнительно простого исследования. Это способ исс ледования двух или более финансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, так и с теоретической точки зрения, т. к. помогает совершенствованию правовых норм.

Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, бан ковских органов, анкетирование.

Пятый метод - статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различные явления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы. Данный метод складывается: 1. Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических данных и их анализ.

    2. Рекомендации для законодателей.

Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке.

Каждая наука имеет свою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенные знания науки. Финансово - правовая наука имеет такие особенности по сравнению с другими науками, что ее катего рии находят свое отражение в законе, т. е. закрепляются законодательно. К основным категориям относится такие как государственно-денежные средства, бюджет, государственные доходы и расходы.

    .
    - 9

3. ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4 марта 1992 года Верховным Советом Украины был принят Закон Ук раины "О приватизации имущества государственных предприятий", который был введен в действие 15 марта 1992 года. (1)

Настоящий закон регулирует правовые, экономические и организацион ные основы приватизации предприятий общегосударственной, республиканс кой (Республики Крым) и коммунальной собственности в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины.

3. 1 Приватизация имущества государственных предприятий Украины ( в дальнейшем - приватизация) - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц.

3. 2 Приватизация осуществляется на основе следующих принципов: - законности;

- предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;

- приоритетного предоставления гражданам Украины прав на приобре тение государственного имущества;

- безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину украины;

- приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;

    - соблюдением антимонопольного законодательства;

- полного, своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях по приватизации;

- приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собс твенности и приобретения имущества своих предприятий.

3. 3 Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона, указов президента Украины, другого законодательства, регулирующе _________________________

1. О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Ук раины от 4 марта 1992 г. //Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. N24. - Ст. 348.

    - 10
    го осуществление приватизации.

Действие настоящего закона не распространяется на : - приватиза цию объектов государственного земельного и жилого фон

дов, а также объектов социально-культурного назначения, за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям;

- изменение организационно-правовых форм собственности колхо зов, предприятий потребительской кооперации.

Приватизация долей (акций, паев), находящихся в государственной собственности, в имуществе совместных предприятий с иностранными инвес тициями производится в соответствии с гражданским законодательством и уставными документами совместных предприятий.

    3. 4 Субъектами приватизации являются:
    - государственные органы приватизации;
    - покупатели;
    - продавцы;
    - представители и посредники.

3. 5 Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их ком петенцией.

    4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРА ВА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной ра боте приведены. Несмотря на то, что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга, но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворчес кая мысль немного опережает украинскую, что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.

Используя положительный опыт не только России , но и других разви тых государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством.

    - 11
    5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М. :Издательство ТЕИС, 1996. - 292-300с.

2. Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн. -практ. коммент. Пер. с укр. /И. Г. Агапов, М. И. Бару, И. А. Беленчук и др. -К: Политиздат Украи ны, 1981. - 639 с.

3. Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове том Украины 28. 06. 1996г.

4. О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Ук раины от 4 марта 1992 г. //Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. N24. - Ст. 348.

    5. Политологический словарь. - К. : ИнноЦентр. - 1991.

6. Советское финансовое право: Учебник. -М. : Юрид. лит. ,1987. -464 с. 7. Юридический энциклопедический словарь. - М. : СЭ. - 1984.


© 2010 Рефераты