Рефераты

Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас

Организацию переподготовки военнослужащих, увольняющихся (уволенных) с военной службы, и членов их семей на гражданские профессии осуществляет Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Военно-учебные заведения осуществляют подготовку военных кадров в области социальной адаптации, организуют переподготовку увольняемых военнослужащих, участвуют в научно-исследовательской работе и решении проблем социальной адаптации и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы.

Определенный вклад в решение задач социальной адаптации должны вносить общественные объединения. Они осуществляют защиту консолидированных интересов достаточно больших социальных групп личного состава, создают дополнительные возможности, условия и гарантии обеспечения социальной адаптации.

В качестве основных элементов системы социальной адаптации и переподготовки военнослужащих выступают:

Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

советы по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в видах Вооруженных Сил, военных округах и на флотах;

Всероссийский центр социальной адаптации военнослужащих; главные центры социальной адаптации военнослужащих видов Вооруженных Сил;

центры социальной адаптации военнослужащих военных округов, флотов;

отделения центров социальной адаптации военнослужащих в военных городках, гарнизонах;

справочно-консультационные пункты в воинских частях и гарнизонах;

учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас.

Предлагаемая Концепция создает основу для объединения существующих и создаваемых компонентов социальной адаптации в единую управляемую структуру.

Координация работы федеральных органов исполнительной власти осуществляется Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей готовит предложения рекомендательного характера для Федерального Собрания и других органов государственной власти по совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих. Он участвует в разработке проектов федеральных и региональных программ социальной защиты военнослужащих, в том числе с участием зарубежных партнеров, запрашивает и получает от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую информацию, создает из специалистов заинтересованных организаций временные рабочие группы для проведения экспертиз и научных исследований.

Организационно-техническое обеспечение работы Координационного совета осуществляется Отделом организационным и комплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Функции и сфера деятельности советов по социальной адаптации военнослужащих в видах Вооруженных Сил и военных округах аналогичны функциям и задачам Координационного совета применительно к своим уровням военного управления.

Учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, находящиеся в ведении Министерства обороны, призваны обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих.

В решении проблем социальной защиты военнослужащих Всероссийский центр социальной адаптации взаимодействует с Министерством труда и социального развития, Министерством образования Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями.

1.4 Работа по трудоустройству бывших военнослужащих

Из уволенных в запас за период реформирования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации (1992-1999 г.г.) 600 тыс. офицеров, прапорщиков, мичманов профессиональную переподготовку прошли 125 тыс. человек (каждый четвертый уволенный). Правда, до середины 1997 года переподготовка значительной части указанной категории населения осуществлялась в рамках программ, финансируемых Европейским Союзом и Германией.

При их техническом и финансовом содействии были образованы 23 учебных центра по переподготовке военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей. С 1998 года финансирование обеих программ завершено и без изыскания средств для продолжения работы созданных учебных центров их функционирование находится под угрозой.

В 1999 году продолжала действовать принятая Правительством Российской Федерации (постановление от 5 июня 1997 г. № 674) внебюджетная Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания. Ее реализация в 1997-1999 г.г. позволила переквалифицировать на гражданские специальности около 13 тыс. увольняемых и уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, что составило около 20% от числа нуждающихся в переподготовке. Одновременно функционировала принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г. № 153 Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы. Согласно указанной Программе затраты на ее реализацию в 1998-2000 годах должны были составить 171,46 млн. руб., в том числе из федерального бюджета -- 53,95 млн. руб. Программа предусматривала переподготовку на гражданские специальности более 59 тыс. указанных категорий граждан, а также завершение создания сети региональных учебных центров в рамках единой системы образования, способных эффективно и в полном объеме решать на федеральном уровне задачи профориентации, переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих в условиях из массового увольнения из Вооруженных Сил и других войск.

Исполнителями Федеральной целевой программы являются 43 учебных центра, прошедших конкурсный отбор. Однако существенно сдерживало реальное выполнение Программы то обстоятельство, что реализация программных мероприятий в течение 1998-1999 годов осуществлялась лишь за счет внебюджетных источников. В 2000 году на реализацию Программы федеральный бюджет предусматривает 23,95 млн. рублей.

Одним из компонентов системы социальной адаптации бывших военнослужащих к новым условиям является привлечение к этой работе средств иностранных и российских инвесторов. Так, например, в Российской Федерации со второй половины 1999 года началась реализация проекта TACIS ED RUS 9705«Интеграция бывших военнослужащих в гражданское общество». Проект рассчитан на два года и его бюджет составляет 4 млн. ЭКЮ. С сентября 1999 года в трех регионах (в Московской, Костромской и Ленинградской областях) по согласованию с администрациями областей начата реализация модели переподготовки и создания рабочих мест в местах компактного проживания граждан, уволенных с военной службы. Всего в 1999 году прошли переподготовку по российско-британской программе 2044 человек, по Фонду Сороса -- 672 человека.

В целом за счет привлечения внебюджетных средств в 1999 году прошли переподготовку более 20 тыс. увольняемых и уволенных в запас военнослужащих. В системе переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в настоящее время работают:

10 центров переподготовки, учрежденных с участием Минобороны России;

13 центров, учрежденных с участием Минобразования России;

70 центров территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости;

более 100 негосударственных образовательных учреждений.

Наличие такой разветвленной учебной сети позволяет значительному числу уволенных в запас военнослужащих пройти социально-профессиональную адаптацию и с минимальными издержками перейти, по существу, в другой статус профессионала и гражданина.

Важным моментом является повышение роли и вклада субъектов Федерации в решение проблем социальной адаптации бывших военнослужащих. Суханов Л. Проблема подготовки военнослужащих // Красная звезда. - 2003. - 23 ноября. - С.3

В г. Москве избрана схема специализированной работы с уволенными в запас военнослужащими в рамках деятельности Комитета труда и занятости правительства столицы, с предоставлением конкретным учреждениям максимальной самостоятельности. Действующий в структуре Комитета Центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский" поддерживает повседневные связи с работодателями и обучающими учреждениями, активно взаимодействует с органами военного управления, объединяя таким образом в единое целое проблему переподготовки и трудоустройства бывших военнослужащих. Аналогичные специализированные гос учреждения трудоустройства и социальной адаптации уволенных имеются в Астраханской, Воронежской, Нижегородской, Ростовской областях, г.Санкт-Петербурге, Приморском крае, некоторых других регионах.

В Саратовской, Пермской, Ростовской, Ярославской, Нижегородской, Смоленской, Новосибирской и некоторых других областях, краях, республиках полномочия по профессиональной адаптации офицеров запаса переданы региональным учебным центрам.

Появилась и такая перспективная форма, как создание государственных комплексных центров социальной адаптации указанных категорий населения, которые особенно плодотворно функционируют в г.г. Твери, Екатеринбурге и Тамбове. В числе других они выполняют задачи и содействия занятости.

Осуществленные в регионах меры позволили больше всех переподготовить бывших военнослужащих на гражданские специальности в Нижегородской (551 чел.), Московской (547 чел.), Свердловской (495 чел.), Ростовской (490 чел.) областях, Краснодарском крае (459 чел.), г. Санкт-Петербурге (451 чел.), Челябинской (426 чел), Пермской (418 чел) областях, Приморском крае (389 чел.). В указанных 9 субъектах Российской Федерации переподготовлено на гражданские профессии за счет средств ГФЗН Российской Федерации 36% от всего количества получивших новые профессии бывших военнослужащих и членов их семей.

Вместе с тем, помимо переподготовленных за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, на различных платных курсах и в других образовательных учреждениях в 1998/1999 учебном году переподготовку прошли 8225 бывших военнослужащих и членов их семей (только в системе учебных заведений Минобразования России такая переподготовка осуществлена в отношении 5552человек).

Результаты исследований в области профориентации и переподготовки бывших военнослужащих позволяют заключить, что исключительно важно добиваться максимального сокращения того периода времени, в течение которого увольняемый (а затем и уволенный) проходит путь от завершения военной службы до работодателя. Это позволит строго выдерживать общую линию на снижение затратности мер поддержки увольняемых по их переходу в условия гражданской жизни.

В то же время, ощущается явная несбалансированность процессов реформирования Вооруженных Сил, других войск и их ресурсного обеспечения в условиях несформировавшегося рынка труда, что снижает возможности реализации социальной и профессиональной адаптации бывших военнослужащих.

По-прежнему, остро стоит задача переориентации с настраивания увольняемого офицера (прапорщика, мичмана) на фундаментальное переобучение, на предварительное его профессиональное консультирование, на психологическую подготовку увольняемого к действиям на современном рынке труда. Существующая в настоящее время практика не способствует развитию собственной активности и нацеленности уволенных на заблаговременный поиск работы и успешное трудоустройство.

Возможность бесплатной профессиональной переподготовки увольняемых и уволенных с военной службы становится все более проблематичной. Государственный фонд занятости, имея большую задолженность по выплате пособий по безработице, испытывает многочисленные затруднения с финансированием обучения бывших военнослужащих и членов их семей.

Пролонгация на 2000-2002 годы внебюджетной Программы переподготовки и обеспечения занятости указанных категорий граждан в местах их компактного проживания, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 5 июня 1997 г. № 674, позволила бы оживить поступление средств на эти цели от отечественных и зарубежных спонсоров, добиваться более эффективного использования переданной центрам переподготовки государственной собственности, способствовало бы избавлению от недобросовестных партнеров.

В связи с тем, что основная нагрузка по решению указанных проблем приходится на субъекты Российской Федерации, есть острая необходимость в существенном улучшении информационного обеспечения возможностей региональных служб занятости. Исследования показали, что зачастую бывшие военнослужащие не имеют элементарной информации об их месторасположении, наличии вакансий, о центрах переподготовки, их направленности, условиях приема на учебу и т.п. Нередко в органах местного самоуправления, учреждениях культуры, военкоматах бездействуют или совершенно отсутствуют справочно-консультационные пункты по вопросам трудоустройства и переподготовки.

1.5 Решение жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Материалы проверки, осуществленной в конце 1999 года Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, свидетельствуют, что положение с обеспечением жильем военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, и граждан, ранее уволенных с военной службы и ожидаемых получения квартир в субъектах Российской Федерации, не улучшается, а острота ситуации продолжает нарастать.

По состоянию на 1 января 2000 года на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации состояло 164434 бесквартирных семьи бывших военнослужащих (по состоянию на 1 января 1999 г. -- около 170 тыс. семей). В течение прошедшего года получила жилье лишь 10841 семья (6,1% от числа нуждающихся).

По сравнению с другими регионами больше квартир получено бывшими военнослужащими в Ростовской (получили за год квартиры 840 семей бывших военнослужащих из 6700 бесквартирных, состоящих на учете), Воронежской (440 из 5563), Белгородской (422 из 5086) областях, Краснодарском крае (415 из 10808), Московской (414 из 6585), Самарской (403 из 5053), Владимирской (325 из 2840), Волгоградской (301 из 5412), Саратовской (299 из 4757) областях, г. С. -Петербурге (234 из 1419), Челябинской (232 из 2054), Калужской (225 из 2471) областях, Республике Башкортостан (218 из 2217), Нижегородской (214 из 4723), Новосибирской (196 из 3870), Пермской (193 из 3082) областях, Удмуртской Республике (178 из 894), Калининградской области (178 из 4999). На долю вышеуказанных 18 субъектов Российской Федерации приходится половина полученного бесквартирными офицерами и прапорщиками (мичманами) запаса и в отставке жилья. В то же время наглядно демонстрирует существенные диспропорции между количеством получивших и ожидающих нового жилья бывших военнослужащих (они менее заметны в Удмуртской Республике и в г.Санкт-Петербурге).

Лишь 9 квартир получили за год семьи бывших военнослужащих в г. Москве (из 826 нуждающихся), 5 -- в Карачаево-Черкесской Республике (из 135), 10 -- в Республике Дагестан (из 262), 1 -- в Республике Калмыкия (из 78), 6 -в Камчатской области (из 620).

Главной причиной критической ситуации в указанной сфере является неудовлетворительное финансирование из Федерального бюджета. Вместе с тем часть выделенных средств, как показывает анализ, используется неэффективно, а порой и не по целевому назначению.

Начиная с 1998 года, прекращено действие программ жилищного, полностью бесплатного, как требует Закон, обеспечения бывших и действующих военнослужащих жильем и введена в действие Президентская программа "Государственные жилищные сертификаты", предусматривающая использование личных средств военнослужащих для приобретения жилья.

Программой предусмотрено обеспечить жильем в течение 1998-2002 годов 210 тыс. семей данной категории населения (включая 160 тыс. ранее уволенных с военной службы). Ежегодно безвозмездные субсидии в виде жилищных сертификатов должны предоставляться 42 тыс. граждан.

Однако, Минфином России за 1998-1999 годы было выпущено только 29104 сертификата на сумму 4,7 млрд. рублей или в 2,9 раза меньше, чем было предусмотрено Программой (84 тыс. сертификатов). В 1999 году финансовая обеспеченность Программы составила лишь треть от выделенного на эти цели в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Всего за 2 первых года реализации Программы Минфином России было оплачено только 21900 жилищных сертификатов.

Длительное время Госстроем России не было определено количество военнослужащих, увольняемых в запас или в отставку, и Сложившееся положение, судя по выводам проверки Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, во многом, было предопределено неудовлетворительным руководством реализацией Программы со стороны Госстроя России, а число граждан, ранее уволенных с военной службы и изъявивших желание стать участниками Программы. Без учета этих данных, соответственно, с большими издержками осуществлено распределение сертификатов по заинтересованным министерствам и ведомствам, но особенно -- в регионы Российской Федерации.

За 1998-1999 г.г. для регионов Минфином России выпущен лишь 8471 сертификат на сумму 1,5 млрд. рублей или 16% от объема, предусмотренного Программой. Приобретено по сертификатам всего 3875 квартир стоимостью 583.2 млн. рублей (47% выданных сертификатов).

Острота ситуации с обеспечением жильем семей уволенных в запас и в отставку кадровых военнослужащих подтверждается и результатами социологического исследования, проведенного в 6 регионах страны.

Отдельной квартирой со всеми удобствами или отдельным домом обладает 65% респондентов, остальные, по существу, являются бесквартирными. В то же время, буквально единицы, что можно объяснить и несовершенством проводимого опроса, столкнулись, с системой жилищных сертификатов.

Полученные статистические сведения из регионов, и результаты анкетного опроса дают одинаковый ответ на вопрос, где желали бы бесквартирные граждане, уволенные с военной службы, и их семьи получить жилье: 61,1% таких семей изъявили желание поселиться только в областных, краевых или республиканских центрах. Лишь 1,5% -. по статсведениям из регионов и 3,7%. -- по итогам анкетного опроса (что находится в границах допускаемой погрешности социологических исследований) желали бы получить жильё в сельской местности. Это свидетельствует о недостаточной организаторской и разъяснительной работе в пользу развития фермерства и привлечения в село дополнительных рабочих рук.

На состоявшемся 22 февраля 2000 г. заседании коллегии Госстроя России критически проанализировано состояние дел в области реального выполнения Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", которая является основным инструментом решения проблемы жилья для увольняемых и уволенных с военной службы военнослужащих и их семей. Обращено внимание на необходимость более активного использования возможностей Программы для финансирования завершения строительства жилых домов высокой степени готовности, расширения круга ее участников, более аргументированного определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра обшей площади строящегося (покупаемого), жилья. Выражена обеспокоенность, что, положение усугублялось и в 2000 году: возможности, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год, позволят выпустить для уволенных граждан только примерно 3,8 тыс. новых сертификатов при первоначальном замысле -- 42 тысячи. Ситуация усугубится, если не будут выделены дополнительные средства на выпуск сертификатов для сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, увольняемых и уволенных со службы в указанных органах и учреждениях (это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 825).

Учитывая продолжающееся реформирование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, связанное с массовым увольнением в запас и в отставку, проблема жилья для увольняемых и уволенных кадровых военнослужащих и в ближайшие годы по-прежнему будет носить обостренный характер. Не ликвидировав задолженность по жилищным сертификатам за 1998-1999 годы, невозможно в установленные сроки выполнить итоговую задачу -- к 2003 году обеспечить с использованием сертификатов квартирами 210 тыс. семей. Одновременно - необходимо усилить контроль за целевым использованием в регионах федеральных инвестиций.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями

2.1 Характеристика состояния военно-патриотического воспитания в г. Славгороде и вариант решения этой проблемы с помощью военнослужащих уволенных в запас

Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас - это не узкий вопрос, а широкий спектр организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.

Для социальной адаптации бывших военнослужащих в г. Славгороде под руководством Совета ветеранов г. Славгорода были объединены усилия Славгородского филиала краевого кризисного Центра для мужчин, Военного комиссариата, Администрации г. Славгорода, Комитета социальной защиты населения, Центра трудоустройства и занятости населения, Центра социальной помощи семье и детям. Для разработки было определено делать упор на аспекты, касающиеся обыденной жизни, работы и духовной сферы.

Администрацию г. Славгорода беспокоил и беспокоит уровень нравственного и патриотического развития молодежи города, чему способствует недостаточно высокий уровень воспитательной работы в школах города, недостаточное количество и односторонность деятельности досуговых организаций, низкий культурный уровень любимого места сбора городской молодежи - клуба «Катастрофа». Беспокоил Администрацию г. Славгорода и Совет ветеранов и довольно высокий уровень криминогенности в среде молодежи из малообеспеченных слоев населения (по данным инспекции по делам несовершеннолетних). Незанятость зачастую приводит к началу раннего употребления табачных изделий, алкоголизма, наркотиков и в итоге, к подростковой преступности.

Резкое снижение военно-патриотического воспитания в конце 80-х - начале 90-х годов вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе, привело к росту нежелающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента. У молодых людей снизилось чувство личной гражданской ответственности перед обществом, перед Родиной. Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодёжи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни. Но в последние годы, в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооруженных Сил появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии.

Органами государственной власти принят ряд основополагающих документов. Среди них Государственная Федеральная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001 - 2005 г.г., Военная доктрина РФ, Национальная доктрина образования. В этой программе впервые подчеркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей ее содержанию системы патриотического воспитания россиян. Завершается работа над проектом концепции «Патриотическое воспитание граждан России». Т.е. воспитание патриотических чувств сегодня - это социальная потребность российского общества и основным институтом патриотического воспитания является система образования.

Государство стало больше внимания уделять Вооруженным Силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним.

Все сказанное побудило Совет депутатов города принять решение о повышении в школах города уровня военно-патриотического воспитания. Усилий учителей-предметников, даже при высоком профессионализме явно недостаточно для того, чтобы в военно-патриотическом воспитании были видны заметные успехи. Кроме того, военно-патриотическое воспитание достигает цели, когда его методы у молодежи вызывают интерес. Именно через интерес ребятам прививаются высокие нравственные и патриотические качества

По решению Совета депутатов к работе по этому направлению были привлечены и усилия городской Молодежной думы. В работе с молодежью города военно-патриотическое воспитание были признано ведущим направлением. Было учтено и то, что отставные военнослужащие - реальные носители патриотических начал.

В итоге, под крылом Совета ветеранов города была создана общественная организация - «Русич» - клуб военнослужащих, уволенных в запас, с определенными задачами и функциями, учитывающими особенности военнослужащих, их ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности.

Запросив и получив сведения из Военного комиссариата, председатель Совета ветеранов пригласил каждого из офицеров, ушедших в запас на протяжении последнего года для индивидуального собеседования. В результате собеседований был организован «Русич». Первоначально в состав клуба вошло семь человек, затем, по рекомендации членов клуба добавилось еще пять человек. Основными задачами клуба «Русич» было обозначено:

социально-психологическая поддержка военнослужащих, уволенных в запас и их семей;

участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи в г. Славгороде;

воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечества и его вооруженной защите;

изучение истории и культуры Отечества и родного края;

участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти Защитников Отечества;

передача и развитие лучших традиций российского воинства;

противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;

физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе.

Руководством к действию для клуба «Русич» явились Федеральные Законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе», Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) и Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

Два месяца спустя после образования клуба военнослужащих запаса «Русич», специалистами клуба на базе общеобразовательной школы №1 был организован детско-юношеский центр «Резерв».

Почему для разработки проекта была определена именно школа №1? В школе есть музей боевой славы, который играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Вокруг музея сплочены и дети, и взрослые, представители разных поколений, а память передается от отца к сыну, от деда к внуку. Есть в школе и комплексный краеведческий музей, изучающий историю и культуру города, т.е. малой родины», с которой связана жизнь, судьба и семейные ценности ребят.

Образование музеев связано с тем, что в школе очень сильный состав учителей - историков и щедрый меценат - предприниматель В.Г. Волков, обучавшийся раньше в этой школе и прошедший школу Афганистана.

Преподаватель ОБЖ - офицер в отставке, сумел наладить взаимодействие с военкоматом, ОВД, спортивным комитетом. Ныне же он вошел в состав общественного объединения, клуба военнослужащих запаса «Русич».

Всё вышесказанное и позволяет придать работе образованного на базе школы детско-юношескому центру «Резерв» системный и плановый характер.

Еще одним аргументом для создания детско-юношеского центра на базе школы был пункт в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) - «предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях…».

Практическая часть нашего дипломного исследования была выполнена на базе этого общественного объединения - клуба военнослужащих запаса «Русич» при помощи и поддержке Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин.

Предварительно, перед проведением экспериментального исследования была изучена учебная, научно-популярная, методическая и исследовательская литература по предложенной теме и определена последовательность действий:

диагностическое исследование;

обработка результатов исследования;

разработка программы работы детско-юношеского центра «Резерв» и определение направлений работы социального педагога с клубом военнослужащих запаса «Русич»;

деятельность социального педагога по решению возникающих проблем;

повторное диагностирование и анализ изменений в результате работы с клубом военнослужащих запаса, их семьями и детско-юношеским центром «Резерв» при школе №1.

2.2 Диагностика проблем социальной адаптации членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семей. Обработка результатов исследования

Диагностика проблем военнослужащих запаса - это психологическая проблема.

Проблема диагностики рассматривается на трех уровнях.

Первый уровень - теоретический, предлагает определение концепции проблем, выяснение вопроса о том, что важно и необходимо для их решения.

Второй уровень - методический, разработка с помощью методик позволяющих идентифицировать проблемы.

Третий уровень - организационный, позволяющий решать возникающие проблемы.

Диагностика становится не каким-то внешним предшествующим практической деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего процесса действий.

Важную функцию в диагностическом процессе выполняют специальные занятия по психологической коррекции, коррекции стрессоустойчивости, как взрослых членов семей военнослужащих запаса, так и их детей с применением популярных техник медитации, техник аутогенной медитации, специальных дыхательных упражнений. При необходимости, производится коррекция отношений между родителями и детьми в семьях военнослужащих запаса для чего изучается типовое состояние семей.

Занятия проводятся регулярно в течение длительного времени.

Нам, несомненно, важно обратиться к действительности, имея багаж средств и возможностей, накопленный в процессе развития социальной педагогики как науки.

Вопрос в том, как выявить проблемы и как помогать в их решении. В любом случае мы определяем функции, подлежащие оценке, и, собрав все необходимые сведения, приступаем к реализации организационного уровня, позволяющего на практике решать возникающие проблемы.

Параметры, по которым проводилось диагностирование членов клуба «Русич» и их семей:

Изучение личностных особенностей;

Типовое состояние семьи

Здоровье (соматическое, психическое, личностное).

Для выявления проблем были предложены методики:

опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК) (приложение 2); Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ Чфера, 2002.-С.452-460

тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (ОСО) (приложение 3); Овчарова Р.В. Указ соч.-С.446-452

валеологическая анкета для родителей семей военнослужащих (приложение 4);

валеологическая анкета для детей из этих семей (приложение 5); Овчарова Р.В. Указ соч.С. 187-194

типовое состояние семьи (приложение 6); ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-С.176-192

методики определения стрессоустойчивости (приложение 7) Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60, Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989.-С.97-100

Обследовалось 24 человека (члены клуба военнослужащих уволенных в запас и их жены. Дети были продиагностированы отдельно).

С помощью опросника социально-коммуникативной компетентности (СКС) исследовалась социально коммуникативная компетентность личности. Под ней понимается способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Этот вид компетентности формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в деятельность. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в социальных ситуациях; 2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия; 4) особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и свое собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).

С точки зрения гуманистической концепции социально-коммуникативной компетентности, на которой построена данная методика, помехами общения, снижающими его эффективность, являются социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределенности, чрезмерный конформизм, повышенное стремление к превосходству над другими людьми, преобладания мотивации избегания неудач и низкий порог чувствительности к блокировке потребностей, стремлений и желаний, повышенная нетерпимость в общении (фрустрационная нетолерантность).

Информация о личности в социальном мире, полученная с помощью этой методики, помогла составить полное представление о предмете социально-педагогической диагностики.

Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным моделью структуры самоотношения. Он измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого. Его самоуважение, аутосимпатию, ожидание положительного интереса от других, самоинтерес.

Опросник измеряет также выраженность установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого - это самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самопоследовательность, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.

Использованные методики позволили провести не только количественный, но и качественный анализ проблем взаимодействия членов клуба военнослужащих запаса «Русич».

В целом результаты тестов СКК и ОСО показали достаточно высокий уровень социальной зрелости членов клуба, что и неудивительно, люди прошли достаточно сложную жизненную школу, у подавляющего большинства членов клуба сформировано относительно устойчивое представление о себе как цельной, отличной от других личности.

Уровень социальной компетентности личности во многом связан с успешностью ее социально - психологической адаптации и взаимодействия со средой. С этим у диагностируемых пока еще не совсем сложились определенные отношения.

Данное исследование позволило обозначить проблемные зоны в адаптации членов клуба, офицеров, уволенных в запас, к условиям социума. Отмечается стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств, повышенный уровень тревожности. Присутствуют элементы пассивного восприятия мира. Следовательно, диагностируемые нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию. Следует отметить, что адаптивность женщин гораздо выше адаптивности мужчин.

Анализ дезадаптивных сфер указывает на взаимосвязь военной специальности, длительность и сложность военной деятельности и конфликтной проблематики. Наиболее актуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следует назвать проблемы формирования уверенности в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, построение дальнейшей жизненной перспективы и профессионального гражданского самоопределения.

Проблемой в ходе социального взаимодействия диагностируемых членов клуба можно назвать пониженный порог умения реагировать на критику и провокационное поведение. Такое поведение, возможно, является результатом социального дискомфорта в гражданской социальной среде. Восстановление умений в области межличностных отношение предопределяет будущий успех или неудачу в вероятных жизненных ситуациях.

По результатам валеологического анкетирования выявилось, что 31% матерей и 13,7% отцов имеют болезни, связанные с нервной системой; 55 и 62% соответственно страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 41,3 и 24% -- пищеварительной системы; 10,3 и 13,7% -- дыхательной системы;41,3% матерей имеют заболевания, связанные с мочеполовой системой.

На вопрос «Как вы оцениваете свое состояние здоровья?»--ответы распределились следующим образом: 3,4% матерей и 6,8% отцов расценивают свое состояние здоровья как «хорошее», 13,7 и 17,2% -- «удовлетворительное» и 82,9 и 76% соответственно -- «неудовлетворительное». На вопрос «Как вы определяете понятие здоровье» -- ни один из родителей не дал исчерпывающего ответа: по мнению 62,1% --это просто отсутствие болезней, а 37,9% не смогли ответить на этот вопрос.

По мнению 78% родителей, болезни влияют на успехи в учебе и работе; 6% -- на психическое здоровье; 1% -- на взаимоотношения и поведение и 14% родителей ответили, что болезни влияют на взгляды, отношение к жизни, будущему. Активная обращаемость за медицинской помощью, в случае заболевания ребенка отмечалась лишь в 51,7%. Более 37,9%семей обращаются к медицинским работникам только при тяжелых заболеваниях ребенка.

Необходимо отметить, что в 10,4% семей родители занимались самолечением. У 48,2% родителей знания по профилактике основных болезней недостаточны. Практически в 51,7% семей отсутствует медицинская литература.

Как показывает проведенное исследование, только 18% родителей занимаются физическими упражнениями. Даже отправляясь на работу или по магазинам, только 27% родителей предпочитают идти пешком. Большинство родителей предпочитают пассивный отдых активному. На вопрос: «Чем бы вы занялись в свободное время?» -- родители ответили: 63% -- «почитаю и посмотрю телевизор; 28% -- «займусь домашними делами»; 9% -- «прогуляюсь».

Таким образом, из анализа ответов на вопросы анкеты «Отношение к своему здоровью» выявилось, что мало кто из родителей уделяет необходимое внимание своему здоровью. Родители, которые негативно относятся к своему состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни, не могут быть созидателями их здоровья.

Уровень психосоматического здоровья детей характеризуется как «опасный». На нарушение психосоматического здоровья влияет игнорирование рекомендаций врачей и неправильная оценка своего здоровья. Эти нарушения проявляются в хроническом нервно-психическом напряжении и высоком уровне невротизации учащихся. Наибольшее влияние на состояние и отношение к своему здоровью играет именно семья с определенным образом жизни. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ Сфера, 2002.-С.188-194

На основании комплексной диагностики военнослужащих, уволенных в запас, можно было выделить следующие проблемы:

Обозначенная проблема

Восприятие проблемы

мужчинами

женщинами

Тревожность

Враждебность

Депрессивность

Неуверенность в себе

Фрустрация

Самочувствие (+)

Активность

Настроение (+)

Адекватная самооценка реальности

Обладают эмоциональной стойкостью

Подвержены стрессу

Невротизация

Валеологическая культура

74%

4%

43%

34%

86%

41%

89%

57%

34%

89%

45%

23%

18%

52%

2%

31%

36%

53%

53%

73%

69%

63%

79%

32%

11%

21%

Типовое состояние семей показало, что в семьях диагностируемых к детям относятся с любовью; обучают, контролируют и защищают.

Члены клуба военнослужащих запаса хорошие родители - внимательные к своим детям и заботливые и дети именно так это и воспринимают и дарят ответными чувствами. У всех продиагностированных детей ощущения связанные с семьей положительные.

2.3 Диагностика детско-юношеского центра «Резерв» при школе №1 на определение уровня военно-патриотического и физического развития, готовности к службе в армии. Разработка программы работы детско-юношеского центра «Резерв»

Формирование у молодежи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов - социально-политических, духовных, военно-технических. Несомненно, что деятельность по усилению военно-патриотической работы среди молодежи сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные особенности, а также используемые силы и средства. В г. Славгороде все это было решено реализовать с созданием детско-юношеского центра «Резерв».

Кроме этого, создатели центра ориентировались на огромный потенциал отставных военнослужащих - и физический, и моральный, на то, что именно бывшие военнослужащие - реальные носители патриотических начал.

В какой-то степени создание центра носит для самих уволенных в запас военнослужащих психотерапевтическое начало. Полным сил людям дали в руки ответственное дело. Руководителем детско-юношеского центра «Резерв» был назначен председатель клуба военнослужащих запаса «Русич».

Задумывая организацию детско-юношеского центра, предполагалось, что для проведения мероприятий центра будет привлекаться потенциал жен членов клуба, будут организовываться совместные мероприятия с советом ветеранов Афганистана. Кроме того, городской уровень и значимость задуманного дела привлекут к проблемам военнослужащих уволенных в запас внимание городской власти.

Прежде всего, среди мальчиков 7-9 классов и 10-11 классов было проведено анкетирование (приложение 9).

Результат:

не хотели бы родиться в России - 8% опрошенных.

служба в армии является обременительной необходимостью для 34%.

пойдут на все, чтобы не служить в армии - 17%.

Программа развития детско-юношеского центра «Резерв» на базе общеобразовательной школы №1 г. Славгорода

I. Общие положения

1.1. детско-юношеский центра «Резерв» (далее - Центр) образуется на базе общеобразовательной школы №1 г. Славгорода.

1.2. Центр осуществляет свою деятельность в тесном контакте с общественной организацией, клубом военнослужащих запаса «Русич» и в контакте с педагогическим коллективом и администрацией общеобразовательной школы №1 г. Славгорода

Цель и задача программы

1. Формирование у молодежи готовности к службе в армии;

2. повышение уровня военно-патриотического воспитания;

3. формирование высоких нравственных и патриотических ка

честв.

Основные направления реализации программы

идейно-нравственная и морально-психическая подготовка;

военная подготовка;

физическая подготовка.

Мероприятия:

v встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий в Афганистане, Чечне;

v лекции и беседы: «Зачем нужна сила духа» Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32,»Новая структура вооруженных сил России» Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27, «Как преодолеть стресс» Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64, «Пути к высокому сознанию» Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3, «Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах» Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38;

v музыкально-историческая композиция «Афганистан - боль в моей судьбе», «День защитника Отечества», турнир «Солдатушки-ребятушки» (приложение 10);

v военно-спортивные игры «Зарница», «Аврал в военном штабе» (приложение 11).

Ресурсное обеспечение программы:

Бюджетное финансирование и спонсорская поддержка.

В качестве помощи и поддержки программе развития детско-юношеского центра «Резерв» мною, социальным педагогом было проведено диагностирование социальной среды ребят (семья, круг общения, интересы и потребности). С отдельными подростками, особенно негативно настроенными неоднократно проводились индивидуальные беседы, познакомилась с родителями этих подростков и провела индивидуальную воспитательную работу в форме консультаций, в которых говорилось, что будущее нашей армии за их ребенком и его сверстниками, готовыми в любую минуту прийти на выручку своим друзьям, семье, городу и стране. И тогда возрождение в нашей армии ее лучших традиций не будет казаться столь невыполнимой задачей, а произойдет в ближайшее время.

Членов клуба вскоре можно было выделить из общей массы подростков: они подтянуты, уравновешены, целиком захвачены идеями клуба.

2.4 Деятельность социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич»

Основными видами деятельности с этой группой военнослужащих запаса для меня, как социального педагога явилось диагностирование, психологическая и валеологическая коррекция, социально-правовые услуги, обеспечение социальной адаптации и реабилитации и консультирование.

В процессе консультирования приходилось часто обращаться к услугам справочных правовых систем «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс»

Особое внимание в работе с предложенной группой военнослужащих уволенных в запас было обращено на психологическую коррекцию, которая проводилась совместно с сотрудниками Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин.

Для психологической коррекции применялись психосинтетические и аутогенные техники медитации, дыхательные упражнения (приложение 8).

В какой-то мере автору исследования, как социальному педагогу, пришлось стать для этой группы военослужащих запаса проводником в гражданский социум изучив их потребности и социальные проблемы и установив для решения этих проблем тесные контакты с Комитетом по социальной защите населения и Центром занятости и трудоустройства населения, т.е. подключиться к работе учреждений системы социальной защиты населения.

Под социальной защитой понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М.: Академия, 1995.-С.17

Трое членов клуба «Русич» помимо общественной нагрузки в рамках клуба хотели бы получить полноценную работу в гражданской сфере. Остальных устраивал тот уровень занятости, который они имели.

Две семьи не имели своего жилья и снимали квартиры в аренду. Требовалась поддержка.

Выявив воинские специальности уволенных в запас военнослужащих, пока не нашедших работу, на основе информации, опубликованной в журнале «Основы безопасности жизни» были определены родственные названным воинским должностям гражданские профессии и с подписью заместителя мэра города, курирующего социальную работу, медицину, образование и культуру, оформлены официальные заявки в Центр занятости и в трудоустройства населения.

Поддерживающим фактором в этом начинании явилось то, что до городской мэрии уже дошла добрая слава о деятельности членов общественной организации, клуба военнослужащих запаса «Русич». Проявил себя и центр детско-юношеского творчества «Резерв». На занятия центра стали приходить ребята и из других школ города.

Далее представлен список возможных для предложения членам клуба «Русич» специальностей, представленный в «Центр занятости и трудоустройства населения».

Список специальностей возможных для предложения бывшим военнослужащим, членам клуба «Русич» представленный в Центр занятости и трудоустройства населения

Воинская должность

Возможная гражданская профессия

1.Топогеодезист-вычислитель артиллерийского подразделения ВДВ.

2. Механик дизельно-электрических станций, силовых и осветительных агрегатов технических и стартовых комплексов.

3. Командир отделения радиационной, химической и биологической разведки

Геодезист, оператор ЭВМ, планиметрист, программист, радиометрист, топограф и т.д. Новиков В. ВДВ России: воинские должности и родственные им гражданские профессии // ОБЖ.-2000.-№2.-С.28-32

Машинист передвижной электростанции, моторист буровой установки, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Ханжиев В., Рыжков В. Ракетный щит Родины: ракетные войска стратегического назначения России // ОБЖ.-2000.-№1.-С.31-38

Газоспасатель, егерь, топограф, инструктор - методист по туризму. Ханжиев В. Что такое РХБ защита, или несколько слоа о войсках радиационной, химической и биологической защиты // ОБЖ.-2000.-№4.-С.23-28

Через время все три человека из экспериментальной группы, желавших получить работу - получили ее.

Результаты исследования семей военнослужащих запаса, членов членов клуба «Русич» показывали, что взаимодействия в семьях исследуемой группы военнослужащих, достаточно гибки. Члены семей свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру. Но я При исследовании допускалось, что, возможно, одна, две семьи были «закрыты» для исследователей. Возможно, усилия ее членов были направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям главы семьи и поэтому в них были исключены любые индивидуальные разногласия.

Допуская этот вариант, исследователями не было прекращено индивидуальное консультирование, как родителей, так и детей. Не были оставлены без внимания взаимоотношения детей исследуемой группы со сверстниками и одноклассниками. Исподволь закреплялось понимание семьями своего единства, взаимозависимости.

Хорошо познакомившись с исследуемыми, большая часть встреч проводилась в виде совместных дискуссий, основой которых были прошлое, настоящее и будущее семьи. Если возникали конфликтные ситуации или проблемы, они разрешались.

Работая с названными семьями, исследователи исходили из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины.

2.5 Повторная диагностика и анализ изменений в результате работы с членами клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семьями

После последовательно проведенных действий опытно- экспериментального исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями, в том числе, и после реализации программы работы детско-юношеского центра «Резерв» и деятельности социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич», нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, которая показала изложенные ниже результаты.

Результаты диагностики психологических проблем военнослужащих, уволенных в запас

Обозначенная проблема

Восприятие проблемы

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Тревожность

Враждебность

Депрессивность

Неуверенность в себе

Фрустрация

Самочувствие (+)

Активность

Настроение (+)

Адекватная самооценка реальности

Обладают эмоциональной стойкостью

Подвержены стрессу

Невротизация

Валеологическая культура

74%

4%

43%

34%

86%

41%

89%

57%

34%

89%

45%

23%

18%

52%

1%

29%

27%

59%

66%

91%

72%

51%

93%

34%

12%

31%

Результаты диагностики психологических проблем жен военнослужащих запаса

Обозначенная проблема

Восприятие проблемы

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Тревожность

Враждебность

Депрессивность

Неуверенность в себе

Фрустрация

Самочувствие (+)

Активность

Настроение (+)

Адекватная самооценка реальности

Обладают эмоциональной стойкостью

Подвержены стрессу

Невротизация

Валеологическая культура

52%

2%

31%

36%

53%

53%

73%

69%

63%

79%

32%

11%

21%

48%

0,5%

26%

32%

49%

51%

79%

75%

72%

81%

28%

9%

42%

Возможно оттого, что женщины более устойчивы к жизненным передрягам и более выносливы, а возможно оттого, что они все - таки ощущают себя за спиной мужей, но в первичной диагностике на фоне мужчин женщины выглядели благополучнее. В результате же действий группы экспериментаторов, состоящей из психологов Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин и социального педагога, автора дипломного исследования женщины оказались меньше подверженными изменениям.

Все - таки социально важное и человечески ответственное дело по воспитанию из мальчишек будущих воинов и мужчин дало свои плоды. Члены общественного объединения, клуба воинов запаса «Русич» почувствовали себя востребованными, занятыми важным и ответственным делом, что сразу же повысило результаты повторного тестирования.

Порадовало экспериментаторов и повторное анкетирование мальчиков школы №1. Хотя, в общем-то, и до анкетирования этого результата можно было ожидать. Стать членом детско-юношеского центра среди мальчиков города стало престижно.

Город Славгород невелик (35 400 жителей), слухи очень быстро разносятся, вскоре большая часть мальчишек города знала как интересно и насыщенно событиями проводят время члены детско-юношеского центра «Резерв». Вскоре в «Резерве» пришлось вводить II уровня сложности - для вновь принятых и для старожилов.

Итоги анкетирования:

Первичное анкетирование

Не хотели бы родиться в России - 8% опрошенных.

Служба в армии является обременительной необходимостью для 34%.

Пойдут на все, чтобы не служить в армии - 17%.

Вторичное анкетирование

Не хотели бы родиться в России - 0,5% опрошенных.

Служба в армии является обременительной необходимостью для 8%.

Пойдут на все, чтобы не служить в армии - 2%.

Таким образом, с помощью разнообразных и органически сочетающихся между собой направлений работы социального педагога с группой военнослужащих, уволенных в запас, был задействован их потенциал и включен в общественно-полезную и востребованную Отечеством работу.

Опыт и знания бывших военнослужащих послужили на развитие гражданского общества. Это повысило уровень самооценки и значительно сняло социальную напряженность в экспериментальной среде военнослужащих уволенных в запас и в их семьях.

Социально значимое дело позволило бывшим военнослужащим легче и быстрее адаптироваться в гражданском социуме и немалый жизненный и профессиональный потенциал послужил на пользу обществу.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы и литературы по теме исследования, результаты выполнения задач, поставленных перед клубом военнослужащих запаса «Русич», апробация программы развития детско-юношеского центра «Резерв» в условиях экспериментальной общеобразовательной школы №1, результаты диагностирования членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и членов их семей и диагностирования ребят детско-юношеского центра «Резерв» позволяет обосновать основные выводы дипломного исследования:

1.Социально педагогическая работа с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями в современных условиях проблема актуальная и перспективная, при этом необходимо учитывать человеческий и профессиональный потенциал, как самих военнослужащих, так и членов их семей и рационально его использовать.

2. Мы определили, что социальная адаптация бывших военнослужащих - это не узкий вопрос, а широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.

3. Задачи по повышению уровня военно-патриотического воспитания на уровне местных Советов решаемы с помощью человеческого и профессионального потенциала бывших военнослужащих - реальных носителей патриотических начал.

Проблемы, стоящие перед уволенными военнослужащими в гражданском социуме можно условно разделить на 2 группы:

1. Социально-экономические проблемы (трудоустройство, жилищная проблема, материальное обеспечение семьи).

2. Психологические проблемы адаптации к гражданскому социуму.

Создание общественной организации «Русич», клуба военнослужащих, уволенных из армии, позволило решить часть проблем в условиях г. Славгорода.

Профессиональная квалификация и индивидуальные качества экспериментальной группы военнослужащих уволенных из армии и членов их семей помогли городу решить сложнейшую задачу по повышению уровня военно-патриотического воспитания в городе, организации и развитию детско-юношеского центра при общеобразовательной школе №1. Помогли подняться детско-юношескому центру на престижную высоту и заработать добрую репутацию среди молодежи города, заняв ее досуг полезным и важным делом - подготовкой к службе в армии, укрепления здоровья, воспитанием моральных и человеческих качеств.

В результате нашего теоретического и опытно-экспериментального исследования по проблеме определения основных направлений работы социального педагога с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями, были выявлены следующие направления работы:

v социально-психологическая поддержка военнослужащих, уволенных в запас и их семей;

v психологическая и валеологическая коррекция;

v охранно-защитная поддержка (социально-правовые услуги, консультирование);

v участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи в г. Славгороде.

Библиография

1. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (11.02.93 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

2. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (12.02.1993 г) // Справочная правовая система ГАРАНТ

3. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих " (22.01.1993 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

4. Федеральный Закон "О статусе военнослужащих " (25.05.1998 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

5. Закон Российской Федерации "Об обороне" (принят 24.09.1992 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

6.Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе» // Справочная правовая система ГАРАНТ

7. Федеральный Закон «Об образовании» // Справочная правовая система ГАРАНТ

8. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Справочная правовая система

10.Комплексный подход к решению социально-экономических проблем в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей // Материалы Международной научно-практической конференции. 2001 год, г. Котово

11. Материалы периодической и специальной печати («Независимое военное обозрение» - еженедельное приложение к «Независимой газете»; «Красная звезда»;

12. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт.-М.: ACADEMIA, 2000

13. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2000

14. Бочарова В. Социальная педагогика: диалог науки и практики. // Социальная педагогика. - 2003. - № 1-С.27-34

15. Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64

16. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: ACADEMIA, 2002

17. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. - М.: ACADEMIA, 2001

18. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. - М.: ACADEMIA, 2002

19. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков: учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова и др.-М.: ACADEMIA, 2002

20. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.22-26

21. Информационный бюллетень Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей и др.)

22. Ковалев С.В. Психология современной семьи.-М.: Просвещение, 1988

23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.: ACADEMIA, 2001

24. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии.-2001.-№1.-С.107-122

25. Кирикова И. День защитника Отечества // Воспитание школьников.-2002.-№10.-С.57-61

26. Кравченко А.И. Обществознание: учебник.-М.: Мастерство, 2002

27. Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989

28. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.: Просвещение, 1969

29. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: ACADEMIA, 2001

30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий.-М.: Просвещение, 1982

31. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.- М.: Академия, 1995

32. Материалы сайта www.exmilitary.ru

33. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.: Академия, 2002

34. Михайлов А. Тяжело ли в ученье? // ОБЖ.-2001.-№3.-С.26-28

35. Модзалевский Л. Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времён. - СПб: 2000

36. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник.-М.: ACADEMIA, 2000

37. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ.-М.: ЭКСМО-Пресс,2002

38. Немов Р.С. Психология: учебник в 3 книгах.-М.:ВЛАДОС, 2001

39. Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.20-22

40. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе.-М.: Академический Проект, 2003

41. Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27

42. Овчарова Р.С. Справочная книга социального педагога.-М.:ТЦ Сфера, 2002

43. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1996

44. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология.-М.: Академический Проект, 2002

45. Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3

Профориентационное консультирование уволенных в запас военнослужащих и членов их семей: психологическая помощь при выборе «гражданской» специальности./ Калиничев В.Л. и др. - М.: СИП РИА, 1999.

46. Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. Соловьева И. В. - М.: ЦСПП «Статус», 2000.

47. Результаты Мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей (1999-2001 годы).

48. Ряжских М., Александров А.А. «Солдатушки-ребятушки» //Воспитание школьников.-1999.-№4.-С.54-57

49. Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика.-2003.-№2.-С.98-101

50. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1997

51. Соловейчик С. Л. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1992

52. Социальная адаптация военнослужащих: справочник / Под ред. Калиничева В.Л.- М.: МИСИ, 2001.

53. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина.-М.: ВЛАДОС, 2002.

54. Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60

55. Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38

56. Фомина О. С., Кудряшова Г. А., Беликова Л. Ю. Реализация модели воспитательной системы // Классный руководитель. - 2003. - № 4.-С.32-34

57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник.-М.: Изд. Института Психотерапии, 2003

58. Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32

59. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие.-М.: Академия, 2002

60. Штейн С. Психология общения с подростками // Воспитание школьников.-2001.-№3.-С.32-37

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты