Рефераты

Социальная работа в школе

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле-мы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отноше-ния сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, род-ственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществ-ляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедлен-ного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребен-ка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице -- трагедия, для других -- тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога, сегод-ня семья переживает огромные трудности, но если ко всем со-циальным и экономическим бедам добавляется и больной ре-бенок -- это сверхтяжело.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь са-моубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре-бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического  и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:

? обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

? изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;

? организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;

? содействие детям  и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

? представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:

? представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

? вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;

? собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;

? делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

? информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

? вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;

? вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;

? возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;

? способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать,  как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

    Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты административных документов по со-циально-педагогической работе. Законов и подзакон-ных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция;

3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

5. График тематических групповых консульта-ций, график индивидуальных консультаций для от-дельных групп населения;

6. Проекты или программы по отдельным наибо-лее актуальным направлениям социально-педагоги-ческой работы;

7. Документация: по учету правонарушений, от-клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш-рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт-роле;

8. Документация по вопросам опеки и попечитель-ства, регистрации по месту жительства и трудоуст-ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су-дебных органах;

9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

10. Данные по изучению социального состава се-мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа-гогов, как субъектов образовательного процесса;

11.Учет мер по социальной защите детей из со-циально неблагополучных семей;

12.Методические рекомендации для родителей;

13.Методические рекомендации для классных ру-ководителей, учителей по решению проблем соци-альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж-личностных отношениях;

14.Систематизированная информация по город-ским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

1.5. Зарубежный опыт социальной работы

В различных странах мира существуют два подхода к этому направ-лению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобри-тании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто при-крепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за ко-торые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками шко-лы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда воз-никают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями.

Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоста-вляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.

Социальные службы обеспечения образования отвечают за организа-цию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ре-бёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоя-тельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показы-вает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работ-ники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения обра-зования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т.д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.

Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормаль-ных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заня-ты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении дет-ского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); вы-яснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка де-тей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам.

Второй подход, когда социальные работники включаются в штат шко-лы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобрета-ет в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она ве-лась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолировано от воспитания, они представляют собой еди-ный взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения сво-бодного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье".

А вот, например, в США работа полицейского главным образом направлена на профилактику правонарушении учениками школ. Полицейские ходят в дет-ские сады, школы, проводят беседы с детьми. Полицейские, работающие в этом направлении, постоянно посещают школу, играют с детьми, интере-суются их проблемами и помогают им в их разрешении.

1.6. Центры социального обслуживания семьи и детей

В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра-вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд-ным подросткам, организовывается семейный отдых.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз-личных служб. Так, одной из них является служба социальной реа-билитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помо-гают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

 В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершен-нолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголи-кам и наркоманам.

 В центрах реабилитации детей-инвалидов -- оказывается пси-хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ-ляется профессиональная подготовка.

 Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекают-ся отцы, предоставляется возможность родителям на несколько ча-сов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществ-ляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа-ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо-бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к мага-зинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подро-стков и молодежи -- дома по интернатному принципу, где они жи-вут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, мо-гут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую об-становку, осуществляют психологическое и педагогическое просве-щение всех ее членов.

Распространенной формой работы с трудными детьми и под-ростками являются центры социальной реабилитации детей и под-ростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кри-зисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юри-дическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролиру-ют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрос-тков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

 В дошкольных центрах социально-педагогической поддерж-ки занимаются обучением и воспитанием детей по программе дет-ских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре-абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом раз-витии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить ин-дивидуальные программы можно только вместе с родителями.

Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «груп-пы риска»: те, которые оказались в тяжелом материальном поло-жении, в которых родители учатся, работают на вредном произ-водстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие де-тей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль-ные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль-тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Что касается организации семейного досуга, то основные направления социального педагога по данному вопросу в этом центре, да и в различных других центрах, а также и при школах такова, что эта работа социального педагога направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрос-лых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают сво-их детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей. Самый приемле-мый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Доступный для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают своих сверстников. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные. Походы бывают многодневные. Важной является подготовка к походу, разработка маршрутов похода, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы груп-па не превышала 20 человек.

Силами энтузиастов объединяя людей в группы, кружки, сту-дии, секции создаются семейные клубы. Их объединяет одна идея. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие спортом, искусством и др.

Семейные лектории не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот родители пополняют свои зна-ния о воспитании детей. Группы в лектории создаются продолжи-тельные или разовые. Программа составляется в зависимости от ха-рактера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или без-работные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой роди-тели хотят больше знать о воспитании детей, об организации семей-ной жизни. Для каждой группы нужна отдельная программа. Так, у подростков возникают одни проблемы, у матери бросившей своих детей другие, или у родителей воспитывающих детей-инвалидов.

В конце главы можно сделать вывод, что в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые об-ществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Перечисляя качества личности социального педагога, все ис-следователи называют обязательно педагогический такт. Бестакт-ность педагога нарушает его связь с ребенком, мешает в реше-нии воспитательных задача К.Д.Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом. «Одни педагоги считают, -- писал он, -- это природная способность учителя влиять на уче-ника, другие, что это составная часть общей культуры учителя, третьи, что это отличное знание своего предмета и методики его изложения» [3,52].

 Главным во всех этих учреждениях является работа соци-ального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить ос-новное в деятельности социального педагога в любом из перечис-ленных социально-педагогических и учебно-воспитательных уч-реждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, ра-ботает с личностью, ребенком или подростком, выделяю, как пер-востепенное, знание ребенка.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здо-ровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Зна-ния о ребенке он получает из беседы, проведения анкетиро-вания, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обра-щая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить учас-тие, наметить пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педа-гогический такт, и мастерство в соблюдении меры в обще-нии с ребенком, сознательно дозировать свое воспитатель-ное воздействие на него, передозировка -- это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и зна-нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности социального педагога про-являются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившей-ся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа социального педагога направле-на также на подготовку и оформление опеки, на посредниче-ство между ребенком и обществом, государственными и об-щественными организациями, а главное помочь ребенку при-способиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность социального педагога направлена на то, что-бы помочь ребенку выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации.

Глава 2.  Анализ работы социального педагога

МОУ «СОШ № 25» города Омска

2.1. Социально-воспитательная направленность  

деятельности социального педагога школы № 25

 

Появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания вос-питания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы.

В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: «Развитие творческих способностей детей с девиантным поведением через игру», «Дорога в жизнь».

Задачи данной программы:

1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста;

2) расширить кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в поз-нании окружающего мира;

3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается;

4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отно-шения к ней.

 Программа состоит из нескольких тематических циклов:

1. Мой дом, мои родные и близкие.

2. Моя школа, мои друзья.

3. Знакомство со службами города и профессиями.

4. Будем жить в ладу с природой!

Социальный педагог совместно с классным руководителем могут выб-рать на год несколько тематических циклов и строить социально-вос-питательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев.

Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог плани-ровала социально-воспитательную работу на одну четверть используя таблицу (см. приложение № 2).

Тритий год в школе апробируется программа по курсу «Полезные привычки» в 5-9 кл. В это учебном году внедряется в 10-11кл. программа «Мой выбор».

Осуществляется программа по правовому воспитанию школьников 5-9 кл. «Имею право» совместно в кл.руководителем Быковой С.В. Проводятся ролевые игры, тренинги по этой тематике:

1. «Ты попал в милицию…»

2. «Твои права и обязанности…»

3. «Как защитить себя от семейного насилия» и т.д.

Это программа подкрепляется участием школьников в мероприятиях районного дворца творчества по правовой тематике.

Представляет интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю.П.Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному:

1.Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.

2.Задачи социально-педагогической работы.

В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к кол-лективу и его деятельности:

1-ая группа (Ф.И.)- задачи: ...

2-я группа (Ф.И.)- задачи: ...    и т.д.

Таким образом обращается внимание  на следующих учащихся, требу-ющих индивидуального подхода: Ф.И., задачи, пути индивидуального подхода.

3.Система мер по решению поставленных задач. (Пример ведения табли-цы см. в приложении № 3).

4.Работа с родителями.

5.Дополнения, внесённые в план в ходе работы.

6.Анализ результатов выполнения плана работы.

2.2.  Анализ работы с неблагополучными  семьями

 социального педагога школы № 25

Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 25 г.Омска И.М.Серебрякова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 2004 год:

«В своей работе я руководствуюсь нормативным документом «Положением о социальном педагоге образовательного учреждения», «Конвенции ООН о правах о ребенка», «Конституция», закон об орбразовании (см. приложение № 9). В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое слож-ное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравствен-ном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ре-бенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение.

Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей. Эту работу я проводила в тесном контакте с педагога-ми нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. В школе была организована по-мощь по сбору одежды и канцелярских товаров. Все дети из неблагополучных семей поставлены на учет в отдел соц.защиты ОАО г.Омска.

Например, семья Димаковой Иры, ученицы 7в класса: мать пьет, девочка практически не посещает школу, дома антисанитарная обстановка. В семье двое детей, они брошены. Семья неоднократно рассматривалась на совете профилактики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и комиссией по делам несовершеннолетних ОАО г.Омска, поставлена на учет в ОПДН.

Семья Раскидной Светланы, учащейся 9в класса. Мать с отцом ведут аморальный образ жизни: пьют, гуляют, не занимаются детьми. Девочка дважды совершила преступлении, по ее стопам пошел брат, ученик 3 класса. Семья неоднократно рассматривалась на совете профилактики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и комиссией по делам несовершеннолетних ОАО г.Омска, поставлена на учет в ОПДН.

Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт.

Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями.

Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз.

В работе Ирины Михайловны помогают инспектора ОПДН Проценко И.В., Горте И.А. Работе на микроучастке ведется в тесном контакте с комитетом территориально-общественного самоуправления «Чкаловский-3», председатель Нечитайлова М.Н.

Работа социального педагога даёт не сразу положительные резуль-таты. В своей работе соц.педагог сталкиваемся с разными трудностями, с различ-ными ситуациями. Ей хочется видеть наших детей счастливыми и радост-ными.

2.3. Деятельность социального педагога

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25  г. Омска

Мы рассмотрели работу социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Омска в ее различных проявлениях и формах.

 Если рассматривать направления работы Ирины Михайловны, то можно прийти к следующим выводам: направления работы школьного социального педагога следующие:

? помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка;

? помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;

? привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;

? распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;

? консультирование детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций;

? выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций;

? помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

А основными задачами социального педагога является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка.

Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику  различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.

На основе практических наблюдений за работой социального педагога в школе мы пришли к выводу, что его базовые умения и качества следующие:

? слушать клиента и задавать вопросы;

? проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;

? проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;

? деликатность, чувство такта;

? быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы;

? быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;

? быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;

? всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;

? защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;

? информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;

? соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;

? нести персональную ответственность за качество своей работы;

? защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;

? не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;

? стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.

Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является:

? наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

? беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед.работниками;

? анализ анкет, социологических опросников;

? участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;

? анализ профессиональной социально-педагогической документации.

Обязательной документацией для социального педагога является:

1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.

2. Медико-психолого-педагогическая характеристика школьников.

3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.

4. Ежедневный и годовой планы работы.

5.  Другая документация.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

 Опишем эпизод работы социального педагога в школе на примере пла-на работы на 2005 - 2006 уч.год. пятидневный рабочий день, которой длится с 9.00 до 16.00:

1.Работа с малообеспеченными, многодетными и неблагополучными семь-ями. (При этом используется связь с классными руководителями).

2.Составление картотеки на каждого ребёнка из многодетной или не-благополучной семьи (см. приложение № 10).

3.Обеспечение льготными проездными билетами детей из многодетных, малообеспеченных семей.

4.Постановка на бесплатное питание детей из многодетных и малообеспеченных семей.

5.Выдача пособий на школьную и спортивную форму.  

6.Акты обследования жилищно-бытовых условий.         

7.Акты обследования семьи учащегося (схему акта см. в приложении № 9).

8. Организация летнего отдыха (май - август).

Итак, из вышеизложенного текста видно, что социальный педагог ра-ботает с опекаемыми семьями, а также работает в области охраны прав детства (см. приложение № 4 и № 5).

Социальным педагогом школы составляется акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого учащегося. За педагогом закреплены 25 малообеспеченных и многодетных семей по микрорайону. Дети из 13 данных семей учатся в школе № 25.

Каждые полгода Ирина Михайловна составляет отчет о работе с малообеспеченными и многодетными семьями, с детьми-сиротами, с деть-ми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в микрорайоне школы № 25. Составляет социальный паспорт учащегося (см. приложение № 11).

Заключение

В чем основное назначение социального педагога? Это соци-альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реа-билитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Под-держать ребенка в трудную минуту -- дело не легкое.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.

Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В моей работе есть конкретные примеры работы социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе.

Также важна помощь более “высоких” социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы. Поэтому было бы не лишним проводить единые собрания хотя бы раз в полугодие всех социальных педагогов школ города.

Если важен обмен опытом между социальными педагогами одного города, то обмен опытом в этом направлении между странами бесценен.

Таким образом, решаются и вытекающие из целей задачи этой работы.

Но так как эта профессия сравнительно молодая, есть надежда, что школам, не имеющим пока социальных педагогов, осталось ждать недолго, хочется верить, что это профессия будет иметь огромный спрос. А будущим школьным социальным педагогам нужно знать, что их ждут  и в них нуждаются.

Библиографический список

 

1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.205.

2 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - С.2-3.

3 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424

4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.

5 Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 4. - С.54-58.

6Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми.// Воспитание школьника. - 1994. - № 2.

7. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. - 1997, июль. С.14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”).

8. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29.

9. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед.агентство. - 1996. - № 5. - (С.356-366).

10. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.

11. Лебедев О. Когда крепости пали//Народное образование. - 1994. - № 5. - С.26-30.

12.Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. - 1996. - № 5. - С.35-38.

13.Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2.

14. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.

15.Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36

16.Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79 с.,  (С.44-54).

17. Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г.Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32 с.

18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). - “Самара: Издательский дом “Бархат”, 1998. - 672 с. (С.117-121).

19.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.

20. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

21. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. - С. 199.

22. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 - 113 с.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Схема взаимодействия социального педагога

с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником  

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Социально-воспитательная работа

Тематические

циклы

Сентябрь

Октябрь

1. Мой дом, мои родные и близкие.

Урок чуткости «Мы живем среди людей»

Урок вежливости «Азбука, которую надо знать» (ролевая игра).

2. Моя школа, мои друзья.

День знаний «Маленькое путешествие в большой мир знаний».

«Учимся дружить»

(беседа)

3. Знакомство со службами города, профессиями.

«Когда город спит» - знакомство со службами и профессиями людей, работающих круглосуточно.

Праздник «Все работы хороши, выбирай на вкус».

4. Будем жить в ладу с природой!

Уход за комнатными растениями (беседа)

Конкурс поделок из природного материала.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

Система мер по решению поставленных задач 

п/п

Содержание

Работы

Сроки

Ответст-венные

Отм.о

вып.

1

Работа по организации и развитию деятельности классного руководителя и коллектива. Развитие самоуправления.

 

 

 

2

Работа по воспитанию положительного отношения к учебе и повышению успеваемости учащихся.

 

 

 

3

Побуждение воспитанников к самовоспитанию и самообразованию.

 

 

 

4

Нравственное воспитание.

 

 

 

5

Работа по развитию индивидуальности.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

 

План работы с опекаемыми семьями на 2005-2006 уч.год

1. Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке.

2. Посещение детей на дому.

3. Отчет о летнем отдыхе.

4. Регулярно информировать педагогический коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел по охране детства в микрорайоне.

5. Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семьях.

6. Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания подопечных.

7. Оказывать материальную помощь из фонда всеобуча.

8. Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РНО.

9. Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнении судебных решений об изъятии, о передаче ребенка одному из родителей.

10. Организация летнего отдыха и труда подопечных детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

План работы по охране прав детства на 2005-2006 уч.год

 №

П/П

Содержание

Работы

  Исполнитель

  Сроки

1.

Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке.

Клас.рук-ль,

соц.педагог

Сентябрь

2.

Посещение семей на дому.

Клас.рук-ль,

соц.педагог

Октябрь

3.

Отчет о летнем отдыхе.

Зам.директора по воспит.раб.

Октябрь

4.

Регулярно информировать пед.коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел.

Зам.директора по воспит.раб.

В теч.

года

5.

Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семье.

Администрация,

клас.рук-ль

Октябрь,

апрель

6.

Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания детей в подопечных семьях.

Соц.педагог

Ноябрь

7.

Оказывать материальную помощь из фонда всеобуча.

Администрация

В теч.

года

8.

Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РОНО.

Социальный

педагог

В теч.

года

9.

Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнительных судебных решениях по изъятию детей,  о передаче ребенка одному из родителей.

Социальный педагог

В теч.

года

10.

Весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. Отчет в РОНО.

Социальный

педагог

Май

11.

Организация летнего отдыха и труда подопечных детей.

Соц.педагог,

зам.директора по воспит.раб.

Май, июнь

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

План самообразования

школьного социального педагога  

 

1.Повышение научно-теоретического и методического уровня

Направление

Содержание

Работы

Форма

Время

выпол

Выход

работы

Накопление методического материала

Следить за периодической печатью, собирать статьи, читать журналы, газеты

Отбирать самое главное и доводить до сведения других

В теч.

года

Систе-мати-чески

Чтение методических журналов, художественной и методической литературы

Федорова Г.Г. Трудный подросток. Становление личности. - М.: Знание, 1992.

Просмотр телепередач о работе с трудными подростками по нравственному воспитанию

Ежедневные программы: “До 16 лет и старше”, “Сегоднячко”, “Башня” и т.п.

2. Совершенствование психолого-педагогической подготовки

Изучение особенностей нравственного воспитания и возрастных особенностей несовершеннолетних подростков

1. Изучать материалы по вопросам индивидуального подхода к ученику.

2. Изучить особенности нравственного воспитания «трудных» учащихся.

3. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.

Чтение пед.

лит-ры

 

Беседы с уч-ся и с род-ми

Раскидной С.И.,

Дычко М.В.

Работа клас.

рук-ля по нравствен-ному воспитанию кольников.- Минск, 78.

В теч.

года

 

В теч.

года

во вне-

уроч.

время

Систе-

матич.

3. Работа с родителями и общественностью

Работа с родителями в соответствии с уставом школы о поведении и посещаемости учащимися занятий

Посещение родительских собраний. Беседы с родителями учащихся, состоящих на проф.учете в школе.

Посещение детей на дому, проверка контроля со стороны родителей и информирование родителей о состоянии дел у детей в школе

В теч.

года

Систе-

матич.

Работа с родителями педагогически запущенных детей

Вместе с классным руководителем систематический контроль за учебой, формой, поведением.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №  7

 Структура социально-педагогического комплекса

  

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

 

 

 

Попечительский совет

 

 

 

Педагогический совет

 

 

Работа в микрорайоне

 

 

 

Работа в школе

 

Центр «Досуг»

Центр «Семья»

Центр «Здоровье» Медико-психологическая -- юридическая консультация

 

 

Социальные педагоги в классах Образовательный центр во внеучебное время

Центр спортивно-оздоровительной работы

Центр «Доверия» для детей 

 

 

 

Система дифференцированного обучения

 Система социального воспитания, творческой деятельности

Медико-психологическая -- педагогическая служба семьи

Служба защиты прав ребенка

Служба социальной защиты молодежи

Служба досугово-творческой деятельности

Служба психологического и физического здоровья

и коррекции общения

Служба социальной и профессиональной ориентации

 Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями 

ПРИЛОЖЕНИЕ №  8

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к Приказу Комитета по образованию 507 от 04.11.95.

Положение о социальном педагоге образовательного учреждения

1. Общие положения

Социальный педагог -- сотрудник образователь-ного учреждения, который создает условия для со-циального и профессионального саморазвития обу-чающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гума-низма, с учетом исторических и культурных тради-ций города.

Основной задачей социального педагога образова-тельного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнер-ских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Обязанности социального педагога образователь-ного учреждения может выполнять работник, ква-лификация которого подтверждается дипломом о про-фессиональном педагогическом образовании, серти-фикатом социального педагога.

Социальный педагог взаимодействует с руководи-телем образовательного учреждения, учителем, пе-дагогом-психологом, валеологом, педагогом-органи-затором, воспитателем, обучающимися (воспитанни-ками) и их родителями (лицами, их заменяющими).

Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями госу-дарственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагоги-ческого совета образовательного учреждения, осуще-ствляет контакт с местными органами власти и му-ниципальными службами по социальной защите се-мьи и детства.

Прием и увольнение социального педагога произ-водится в порядке, установленном КЗоТ.(Кодекс законов о труде)

Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного уч-реждения.

Аттестация социального педагога производится ат-тестационной комиссией в установленном законом порядке.

Деятельность социального педагога осуществляет-ся в соответствии с настоящим Положением и Уста-вом учреждения.

 

2. Содержание работы социального педагога образовательного учреждения

Содержание работы социального педагога опреде-ляется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (вос-питанников).

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении вклю-чает в себя:

- учет всех детей школьного возраста, проживаю-щих в микрорайоне данного образовательного уч-реждения, изучение их социального положения и условий жизни;

- контроль за движением учащихся;

- предупреждение отсева учащихся из образова-тельного учреждения;

- изучение социальных проблем обучающихся (вос-питанников), условий их возникновения и раз-решения их с учетом возможностей образовательного учреждения;

- учет педагогически и социально неблагополуч-ных семей;

- осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для безопасности личности обу-чающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстре-мальные и кризисные ситуации;

- осуществление мер по трудоустройству обучаю-щихся (воспитанников) и взаимодействие со спе-циалистами служб занятости района и города;

- объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необхо-димой помощи социально незащищенным обуча-ющимся (воспитанникам) и их семьям.

3. Права и обязанности социального педагога

В своей профессиональной деятельности соци-альный педагог обязан:

3.1. Руководствоваться Законом "Об образова-нии", Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, настоящим Положением и Правилами внут-реннего распорядка своего учреждения.

3.2. Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся.

3.3. Совместно с администрацией выделять при-оритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального пе-дагога.

3.4. Препятствовать принятию решений, ущемля-ющих права воспитанников.

3.5. Рассматривать вопросы и принимать реше-ния строго в границах своей компетенции.

3.6. Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном уч-реждении, в семье, представлять и защищать инте-ресы школьников в органах законодательной и ис-полнительной власти.

3.7. Планировать и вести регистрацию выполнен-ной работы. С соблюдением сроков и форм отчетнос-ти докладывать о результатах своей работы.

Социальный педагог имеет право:

3.8. Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для ус-пешного выполнения профессиональных обязаннос-тей.

3.9. Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся.

3.10. Собирать информацию, связанную с изуче-нием интересов детей и подростков.

3.11. Проводить социологические опросы, диаг-ностические обследования условий жизни детей.

3.12. Делать официальные запросы в государствен-ные и общественные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершенно-летних.

 

4. Организационные вопросы деятельности социального педагога

Социальный педагог является равноправным чле-ном педагогического коллектива. Он принимает уча-стие в работе педагогических советов и методичес-ких объединений.

Социальному педагогу выделяется отдельное по-мещение. Он обеспечивается канцелярскими товара-ми, сейфами для хранения личных дел, оргтехни-кой и средствами на транспортные расходы.

Учитывая специфический характер социально-пе-дагогической деятельности, режим работы социаль-ного педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждает-ся руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затрачен-ное вне учреждения образования на выполнение сво-их служебных обязанностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Акт обследования семьи учащегося

 

ФИО                                              Дата                                2001 г.,                      час.

 

Мы, нижеподписавшиеся,

  

 

посетили семью

проживающую по адресу:

  

с целью

 

Состав семьи                                                                          человек

 

 

 

Семья занимает                                  кв. м.

 

В момент посещения дома находились

 

 

Санитарное состояние жилья на момент проверки

  

 Ребёнок имеет место для занятий, отдыха

  

Место для сна

 

Ребёнок ложиться спать

  

Загруженность домашними делами

  

  

Ребёнок занят в свободное время

  

 

 Родители контролируют выполнение домашних заданий

 Контакт осуществляется со школой

 

Результат проверки (рекомендации, заключения)

 

     

Подписи, ФИО

проверяющих

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Карточка учета неблагополучной семьи учащегося

 

1.      ФИО учащегося

2Класс

3. Классный руководитель

4. Сведения о родителях / ФИО, место работы, телефон/

  

  

5.   Место жительства

  


 

6Причины неблагополучия

  


 

7. Жилищные условия

  

8.    Характеристика учащегося / как  отражается неблагополучие  в семье на поведении  и успеваемости ребёнка /

  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Социальный паспорт учащегося

1Общие сведения:

Фамилия

Имя

Дата рождения

Телефон     

Домашний адрес

Место учёбы

2Сведения о семье:

 

Отец

Мать

 

 

Фамилия

 

 

 

 

Имя

 

 

 

 

Отчество

 

 

 

 

Год рождения

 

 

 

 

Образование

 

 

 

 

Специальность

 

 

 

 

Место учёбы, работы

 

 

 

 

Состояние здоровья

 

 

 

 

 

3.      Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обес-печенность, санитарная культура):

Квартира_________________________________

Количество комнат________________________

Санитарное состояние_____________________

С кем в комнате проживает ребёнок______________________________

Наличие соседей и взаимоотношения с ними_______________________

 Материальное обеспечение семьи______________________________

4.Взаимоотношения в семье /отношение к ребёнку (характеристика приёмов воспитательного воздействия на ребёнка):______________________

5.Семья - образовательное учреждение / взаимоотношения родителей с педагогами_____________________________________________________

Взаимоотношения ребёнка с педагогами___________________________

6. Характеристика ребёнка ______________________________________

7. Факторы риска_____________________________________________

 8.  Наблюдения _______________________________________________

9 План  социально-педагогической поддержки:____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты